Основные понятия и определения теории организации

Залог успешного управления таким государством, по мнению Пла­тона, - привлечение к управлению государством не людей, стремя­щихся к этому, а тех, кто не рвется к государственному кормилу.

Платон большое значение придавал единству, которое прочно скреп­ляет государство в монолитное целое. Отсутствие такого единства ве­дет к разрушению государства. Платон понимал единство трояко: от­сутствие разногласий среди правителей, господство закона над всеми гражданами, отсутствие поляризации общества. Стремление государ­ства быть выше законов смертельно опасно для него - оно становится чрезвычайно неустойчивым, и любое событие может нарушить в нем спокойное течение жизни. Однако Платон предостерегал от абсолю­тизации роли закона, так как и закон имеет пределы, обусловленные ограниченностью ситуаций, которые он должен регулировать, и спе­цификой исторической эпохи, когда он был целесообразен.

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в работах «Мета­физика», «Аналитика вторая», «Этика», «Категории», «Политика» продолжил поиск принципов и закономерностей, благодаря которым можно упорядочить жизнь людей в обществе. Многих идей Платона Аристотель не разделял. Так, он критиковал коммунистический про­ект идеального государства Платона, прежде всего за его мифическое «монолитное» единство. По Аристотелю, такое единство недостижимо в принципе, ибо лишь индивид есть «социальный атом» - неделимая частица, а государство есть некая множественность разнородных по сути элементов. Посвящая свои исследования вопросам единства, Аристотель подчеркивал, что любое целое состоит из нескольких час­тей и для такого единства есть некая причина. А какова, собственно, причина единства людей?

Аристотель был не согласен с Платоном и в вопросах социальной стратификации, ее критериев и механизма действия. Общественные классы суть не произвольное деление государства, отталкивающегося от свойств души человека, а закономерно возникающий результат об­щественного расслоения. Если Платон занимался разработкой поли­тических проектов, идеальной конституции, то Аристотель оставался реалистом, предлагавшим такую государственную конструкцию из всех существовавших, которая лучше всего подошла бы в данных ус­ловиях для данного народа. Аристотель ввел классификацию форм  политического устройства, включающую три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия) модели организации деятельности людей. При этом он не считал ни монархию, ни аристократию государством истинной  добродетели. Многолетние исследования убедили его в оптимально­сти политии - конституционной умеренно-демократической республики.

Нельзя не отметить, что еще раньше Конфуций (551-470 гг. до н. э.) стремился упорядочить общественные процессы, систематизировать знания о рациональной организации общества. Он разработал концеп­цию человека, благородного не по происхождению, а благодаря вос­питанию и самосовершенствованию. Для конфуцианства характерна защита идей строгой социальной дифференциации и иерархического разделения обязанностей между членами общества.

Конфуций жил в то время, когда человек во многом зависел от при­роды, когда производилось немного и использовались примитивные технологии. Огромное значение имело государство, дающее своим гражданам возможность выжить. Все организационные идеи Конфу­ция связаны с организацией эффективного государства. По разрабо­танной им схеме государственного устройства управление базирова­лось на ли (правилах), устанавливавших морально-этические основы жизни человека, государства и общества в целом. К ли относились: че­ловеколюбие, любовь к ближнему, уважение к старшим, постоянное стремление к внутреннему совершенству, честность, вежливость, ис­кренность и многое другое.

И все-таки, по нашему мнению, основы науки об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых сис­тем - теории организации - заложил А. Богданов.

Началом тектологии является признание необходимости подхода к изучению любого явления с точки зрения его организации. По его мнению, любую систему следует изучать с точки зрения как отноше­ний ее частей, так и отношений ее как целого со средой, т. е. со всеми внешними системами. А. Богданов первым обратил внимание на то, что законы организации систем едины для всех объектов, самые раз­нородные явления объединены общими структурными связями и за­кономерностями, что позволяет, в свою очередь, увидеть тенденцию развития.

Основные понятия и определения теории организации.

С научной точки зрения понятие «организация» имеет несколько смысловых значений:

- организация как процесс, посредством которого создается и со­храняется структура системы:

Организация = Процесс;

- организация как совокупность, как система взаимоотношений, видов деятельности, прав, обязанностей, ролей, формирующихся в процессе совместного труда. В этом значении организация рас­сматривается как система с объективированной структурой:

Организация = Система;

- организация как любая группа людей с общими целями. Это определение фиксирует важнейшее свойство организации, за­ключающееся в том, что организация - это социальная общ­ность. Это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целост­ностью и выступающая самостоятельным субъектом социально­го действия и поведения:

Организация = Социум.

В любом случае организацию можно рассматривать как средство достижения целей. Такой подход к исследованию организации назы­вают рациональным, или целевым. Каждый функциональный элемент организации должен быть интегрирован в нее, чтобы наиболее эффек­тивно достигались общие цели. В то же время организацию можно рассматривать как естественную систему. При таком подходе внимание исследователя сосредоточено на тех свойствах процесса и механизмах организации, которые обеспечивают ее адаптацию к внешней среде и саморазвитие. Такая точка зрения в основном ориентирована на открытую модель, подразумевающую, что организация встречается с определенностью различной степени и должна развивать средства приспособления к изменяющейся среде.

В последние десятилетия изучение организаций стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями различных научных дисциплин. Оно постепенно превратилось в самост­оятельную научную область - теорию организации. Эта область относительно молода и не имеет устоявшихся канонических форм.

Теория организации - система научных знаний, обобщающая организационный опыт и отражающая сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования иразвития.

Теория организации тесно связана с естественными и обществен­ными науками, которые служат для нее источником организационно­го опыта.

Особое значение имеет связь теории организации с социальными науками, позволяющая прогнозировать развитие общественных отно­шений.

Бесспорно, теория организаций - лишь часть метатеории, которую представляет собой теория организации, но она позволяет детально исследовать сущность организации как субъекта общества, упорядо­чить ее деятельность, опираясь на знания законов, закономерностей, принципов, рассматриваемых в рамках теории организации.

Объект теории организации - регулируемые и самоорганизую­щиеся процессы в социальных организационных системах, вся сово­купность организационных отношений общества. Объектом изуче­ния выступает организационный опыт окружающей нас действитель­ности.

Предмет теории организации - как общие, так и частные законо­мерности, действующие в сложных организационных системах, орга­низационные отношения, т. е. закономерности, формирующие связи и взаимодействия между различными целостными образованиями и их структурными составляющими.


Прочитайте также: