Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 82 страница

свой жизненный опыт, предоставили Чернышевскому обшир­ ный материал для построения литературного треугольника3.

Домашний ад Нади из повести Помяловского, серьезной молодой девушки, напо­ минал институт, в котором директриса во время Великого Поста отделяла петухов от куриц, а затем сердилась из-за отсутствия к Пасхе яиц (Помяловский Н. Мещан­ ское счастье; Молотов. М., 1957). Чернышевский Н.Г. Что делать? М., 1963. С. 46.

menage a trois (фр.) - любовный треугольник. - Прим. пер.

Богданович ТА. Любовь людей шестидесятых годов. С. 426-438; Кара-Мурза С. Герой и героиня романа «Что делать?» / / Красная нива. 1928. 22 июля. № 6. С. 89; Сеченов И.М. Автобиографические записки. М., 1907. С. 117-118. В конце концов,Боков вышел из этого треугольника и женился. Несколько лет спустя его бывшая жена, которая оставила его фамилию, живя с Сеченовым, получила развод и вы­ шла за него замуж. Она пережила их всех и умерла в 1929 г. в возрасте 90 лет. В своем завещании Обручева написала; «Ни денег, ни ценных вещей у меня не име­ ется... Прошу похоронить меня без церковных обрядбв, как можно проще и дешев­ ле... подле моего мужа» (Ковалевская С.В. Воспоминания детства и автобиографи­ ческие очерки. М., 1945. С. 180-181, прим. 123). См. также: Пинаев Н.Т. Коммента­ рии к роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?» М., 1963. С. 93,94.

138


Осознав, что Лопухов ее не любит (сочетание же дружбы и секса не было для нее достаточным), Вера начинает тянуться к более общительному Кирсанову. Однако она не смогла сама раз­ решить данную проблему и оставила ее на откуп мужской ини­ циативе. После недолгого разбирательства во всех тонкостях «ра­ зумного эгоизма», Лопухов искусно, хотя и мелодраматично, разрубил гордиев узел, инсценировав самоубийство, и исчез. Его побуждения исходили из той же утилитаристской теории, кото­ рая разрушила супружескую «программу» самого Чернышевско­ го. Последний однажды намекнул Ольге Сократовне, что если он будет помехой на ее пути, то сможет последовать примеру героя Жорж Санд «Жака» и покончить с собой1.

ходе своей борьбы за независимость в любви Вера обнару­ жила, что любовь, брак и даже полноценная сексуальная жизнь недостаточны для того, чтобы сделать ее свободной женщиной. Как и большинство русских женщин этого периода, она понима­ ла, что экономическая независимость является более существен­ ной, нежели сексуальная свобода и равенство. «Все основано на деньгах», - говорит ее первый муж. «У кого деньги, у того власть

право» и «пока женщина живет за счет мужчины, она в зависи­ мости от него». Жюли Letellier, дама легкого поведения, объясня­ ла это иным образом: «Не тем я развращена, за что называют женщину погибшей, не тем, что было со мною, что я терпела, от чего страдала, не тем я развращена, что тело мое было предано поруганию, а тем, что я привыкла к праздности, к роскоши, не в силах жить сама собою...» Вера уже понимает это. «Я хочу быть независимой и жить по-своему», - говорит она. «Я не хочу нико­ му поддаваться, хочу быть свободной, не хочу никому быть обя­ зана ничем, чтобы никто не смел сказать мне: ты обязана делать для меня что-нибудь»2.


Прочитайте также: