Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 81 страница

Развитие самосознания Веры Павловны, осознание ею себя полноценным человеком - вот основная тема романа «Что де­ лать?» Ее прототипом могла послужить героиня повести Помя­ ловского «Молотов» (1861), которую Чернышевский прочел в тюремной камере. «Что делать?» и «Молотов» имеют много сходных черт: главный образ - женский, рассуждения героини, авторские обращения к читателю. Так же как и Надя Помялов­ ского, Вера - впечатлительная и хорошо образованная девушка, загнанная в ловушку семейного мракобесия и пытающаяся отыс­ кать «свой собственный путь». Ее мать - образец чрезмерного честолюбия и невежества («девушкам не следует этого знать, это материно дело»), стремится выдать Веру замуж за состоятельно­ го, но распутного человека. Решающую роль в развитии самосоз­ нания Веры сыграл один из ее снов. В этой аллегории ее освобо­ ждения ей является персонифицированный образ «Любви к лю­ дям», который освобождает ее из мрачного и душного подвала; а

Полную разработку данной теории, в значительной степени основанной на трудах Гельвеция и английских утилитаристов, можно найти в: Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. Женева, 1875 (впервые опубликован­ ной в 1860 г.). Современную критику подобных теорий см.: Broad N.D. Egoism as a Theory of Human Motives / / Ethics and the History of Philosophy: Selected Es­ says. N.Y., 1952. P. 218-231.

См.: Отечественные записки. 1861. Апр. C. 146; Шелгунов H.B., Шелгунова Л.П., Михайлов МЛ. Указ. соч. Т. 1. С. 121. Книгами, которыми Чернышевский поль­зовался в тюрьме, были романы Ж. Санд «Графиня Рудолыитадт», «Пиччино» и «Альдини», «Молотов» Н.Помяловского, а также различные произведения Дик­ кенса, Руссо, Гейне, Фогта и Дарвина. Процесс Чернышевского: Архивные доку­ менты / Под ред. H.A.Алексеева. Саратов, 1939. С. 356.

137

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 81 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

затем она спешит в сновидении освободить от рабства своих сес­ тер, томящихся в бесчисленных тюремных камерах. Но на дан­ ном уровне развития ее самосознания, она не может выпутаться из сложившейся ситуации без посторонней помощи, тем более, что эта ситуация была обусловлена и российским законодатель­ ством. Дмитрий Лопухов, студент-медик, предложил ей так на­ зываемый «фиктивный брак»: официальное бракосочетание, дающее возможность покинуть родительский дом, но без супру­ жеских обязанностей1.


Прочитайте также: