Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 72 страница

Михайловский Н. К. Сочинения: В 6 т. СПб., 1896-1897. Т. 1. С. 884-889; Вест­ник Европы. 1874. Авг. IX. С. 792-807. В серии статей, появившихся в журнале «Нива», утверждалось, что нигилистка с ее мужской одеждой, синими очками и короткой стрижкой наносит вред «настоящему женскому делу» - открытию школ и получению доступа к работе (Нива. 1870. Май. 1. С. 279-282; 1870. Май. 8. С. 296-299).

122

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 72 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

Достоевский считал, что такие пагубные «мужские» мысли, как «оргия обладания, цинизма и материализма», подчас отвлекают женщин от «чистого служения идее». На многих русских жен­ щин, отождествлявших высшее образование с западной наукой и «материализмом», подобное «благословение» Достоевского не могло оказать большого влияния1.

 начале 1870-х гг. феминистки вынуждены были лавировать между враждебной позицией правительства и консерваторов, с одной стороны, и позицией радикалов, с другой. Их собственная позиция была подобна той, которой придерживалась Катя - ге­ роиня Хвощинской («Большая медведица» - 1871, «Пансионер­ ка» - 1860). Катя отказалась от любого участия в политике и из­ брала философию «малых дел». «Делать то, что необходимо, ка­ ким бы незначительным это не было, - говорит она, - закончить это, бороться, умереть, свершая это. Дела совершаются не только огромными, но и малыми усилиями людей. По одному - они кап­ ли, вместе - волны». Спустя много лет, Александра Коллонтай презрительно назвала деятельность Кати «денежным пожертво­ ванием» пробуждающемуся сознанию дворян2. В буквальном смысле это было верно. Большую часть своих усилий феминист­ ки посвящали борьбе за высшее образование для женщин, а за­ тем его финансированию, одновременно жертвуя деньги на борь­ бу с голодом (1873-1874) и на свои собственные благотворитель­ ные мероприятия. Как и подавляющее большинство населения, они не желали полного разрыва с обществом и участия в револю­ ционном водовороте. Вместо этого они направили все свои уси­ лия на достижение того, что было возможно в контексте жизни современного им общества. Их достижения впечатляют. Препят­ ствия, встававшие на их пути, были так же внушительны, как и те, с которыми столкнулись русские реформаторы XIX в. По этим или другим причинам, советские авторы игнорировали ядо­ витые (хотя и не всегда неуместные) замечания Коллонтай и от­ носились к пионеркам феминизма с историческим уважением.


Прочитайте также: