Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 67 страница

Т.З. Женский вопрос / / Луч. 1867. № 2. С. 361-396; Цебрикова М.К. Псевдоно-вая героиня / / Отечественные записки. 1870. № 5. СХС. С. 24-53; Шашков С.С. Исторические судьбы женщины: Детоубийство и проституция. С. 1,337-340.

114

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 67 страница - №1 - открытая онлайн библиотека корреспондентки Трубниковой, что феминистки добиваются до­ пуска женщин в российские университеты, и, восприняв эту но­ вость с энтузиазмом, он написал им, что, возможно, Россия «до­ кажет, что нация, относительно недавно цивилизованная, вос­ принимает великие идеи усовершенствования быстрее, чем ста­ рые». Затем он опубликовал «Подчинение женщины», которое явилось разработкой мыслей, впервые высказанных им и Гарри-ет Тейлор в 1851 г., затем подкрепленных стройной теорией мил-левской политической философии и обогащенных опытом, кото­ рый он приобрел как муж и общественный деятель. Взгляды Милля на женский вопрос основывались на его глубочайшем убеждении, что женщина, так же как и раб, угнетенный вассал, заклейменный гребец на галерах, заслуживает в силу своей при­ надлежности к человеческому роду всех прав, которыми пользу­ ются свободные люди. Признание гражданских и политических прав женщины было всего лишь логическим продолжением этой основной предпосылки. Допуская, что невозможно судить о вро­ жденных способностях другого пола в современных условиях, Милль предполагал, что «свободная конкуренция» позволит ка­ ждому полу определить соответствующие его способностям со­ циальные роли. «Никто не считает необходимым принятие зако­ на о том, что только сильный мужчина может быть кузнецом». Он предсказывал, что результатом эмансипации будет «удвоение объема интеллектуальных способностей, направленных на выс­ шее служение человечеству». Только полное образование для женщин сделает это возможным. И если это побудит некоторых женщин избегать уз брака, считал он, то это само по себе приве­ дет к трансформации семьи, в настоящее время являющейся «школой деспотизма», в более демократический институт, спо­ собный привлекать к себе женщин своими достоинствами1.

Несмотря на повторы, морализаторство и некоторую непо­ следовательность, «Подчинение женщины» является сильным

логичным произведением. Каждому, принимающему его под­ черкнуто либеральные постулаты, было бы трудно опроверг­ нуть аргументы Милля в пользу женского равноправия. Рабо­ та сразу же привлекла к себе внимание в России. Опублико­ ванная в Англии весной 1869 г., она выдержала четыре издания

России в течение менее чем двух лет; ^ до их появления анг­ лийское издание пользовалось огромным спросом. Через не­ сколько месяцев после публикации этой работы четыре

Wollstonecraft М. The Rights of Woman. London, 1955; MillJ.S. The Subjection ofWoman. London, 1955. Письмо Милля см.: Стасов В.В. Указ. соч. С. 205.


115

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 67 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

молодые дочери одного провинциального помещика в беседе с заезжим англичанином назвали эту книгу своей Библией. Одна из них даже держала ее под подушкой. Г.Е.Благосветлов, издатель левого журнала «Дело» и переводчик «Подчинения женщины», расточал похвалы взглядам Милля, удачно проти­ вопоставляя их «восточной самобытности» славянофилов. Он объяснял своим российским читателям, что цель эмансипации состоит в превращении женщины из «простой няньки в истин­ ную мать, из домашней служанки в свободного члена семьи, из гаремной одалиски в верную, любящую жену, из пассивного общественного элемента в живую и активную силу»1.


Прочитайте также: