Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 65 страница

Об этих событиях см.: Штакеншнейдер Е. Дневник и записки. М., 1934. С. 239-256; Стасов В.В. Указ. соч. С. 68-69,127-128; Современник. 1865. Март. С. 173- 176; Отечественные записки. 1864. Февр. С. 302-320. О Ростовцеве см.: Нечки-на М.В. Движение декабристов: В 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 264. Бюро по трудоуст­ройству женщин появились: в Англии в 1865 г.; в Германии - в начале 1860-х гг. и общегерманское в 1865 (Современник. 1865. Март. С. 171; Женский вестник. 1867. Окт. С. 52). Устав Общества для пособия бедным женщинам в С.-Петер­ бурге. СПб., 1865; Добролюбов H.A. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 7. С. 563.

111

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 65 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

проституцией потерпела поражение. Однообразная жизнь по ре­ жиму, религиозные проповеди в приютах, а также снисходитель­ ная забота в больничных отделениях венерических заболеваний приводили лишь к тому, что женщины спешили вновь вернуться к прежней деятельности. В лучшем случае приюты сокращали ко­ личество проституток тем, что на некоторое время убирали их с улиди таким образом снижали вероятность заражения1.

.^Другим популярным среди феминисток видом деятельности, который получил в России широкий размах в течение короткого периода с 1859 по 1862 г., было создание воскресных школ/Идея открытых классов для взрослых всех социальных слоев по вос­ кресеньям для того, чтобы и рабочие могли посещать школы, имела европейское происхождение. Впервые в России она была предложена профессором Киевского университета П.В.Павло­ вым в октябре 1859 г. Идея быстро распространилась среди рус­ ской интеллигенции, и воскресные школы стали открываться по всей европейской части России. В 1860 г. Министерство просве­ щения издало указ о надзоре за этими школами, санкционировав таким образом спонтанно возникшие образовательные структу­ ры. К концу года в одном только Петербурге было 23 такие шко­ лы. Воскресные школы предоставляли феминисткам возмож­ ность помогать женщинам получить образование, которое было трудно приобрести где-либо еще, и в то же время они давали шанс образованным состоятельным женщинам организовывать, финансировать эти школы и преподавать в нихгТипичным при­ мером была Воскресная школа, основанная группой Стасовой, осенью 1860 г., для продавщиц и фабричных работниц] М.С.Шпилевская, дочь правительственного чиновника, открыла школу, которую посещали около 200 дочерей и жен рабочих. Учителя - несколько женщин и один священник - обучали Зако­ ну Божьему, чтению, письму, арифметике, рисованию и носили простую одежду, чтобы внушить своим ученицам, что «истин­ ные» ценности в жизни не имеют ничего общего с модой. Анало­ гичные учреждения для крестьян были открыты и в провинции состоятельными помещицами и их дочерьми2.


Прочитайте также: