Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 58 страница

Что же можно было сделать? Время от времени, тот или иной чиновник предлагал свой план по уменьшению количества про­ ституток. В 1868 г. поступило предложение всех проституток изолировать, перерегистрировать и обложить налогом. Однако и этот, и другие подобные планы, нацеленные на устранение поро­ ка, были уже испробованы во всем мире и привели лишь к посто­ янно возрастающей статистике инфекционных заболеваний. «Общественное мнение» едва ли могло помочь. В 1859 г. Добро­ любов писал, что порок можно остановить лишь усилением нрав­ ственной стороны женского образования и устранением семей­ ной тирании. В том же благочестивом духе звучало предложение журнала «Время» о гражданском воспитании «истинного челове­ ческого достоинства» женщин. Даже такой практичный человек как Николай Михайловский, занимавший консервативную

О легальном статусе проституции см.: Женское право. СПб., 1873. С. 320. Впервые государственное регулирование проституции было разработано и вве­ дено в наполеоновской Франции. Этот закон, равно как и свойственный ему язык (carte, dispensaire, visit forsee), распространились по всей Европе, достигнув в 1843 г. России. В 1864 г. в Великобритании законы о государственном регули­ ровании проституции сразу натолкнулась на аболиционистскую кампанию фе­ министок, требовавших как их отмены, так и отмены их легального основания - Актов о венерических заболеваниях. Stanton Т. The Woman’s Question in Europe: A Series of Original Essays. N.Y., 1884; Strachey R. Struggle. N.Y. 1930. P. 194.

100

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 58 страница - №1 - открытая онлайн библиотека позицию в этом вопросе, не мог предложить ничего лучше, кроме установления тотального и монопольного контроля со стороны правительства. Поскольку секс и нищета, порождающие прости­ туцию, не могут быть устранены в скором времени, говорил он, то контролируемые государством публичные дома, «так сказать, отдушина для безнравственности», должны быть сохранены для того чтобы остановить деградацию и распространение болезней1.

концу 1860-х гг. экономический фактор стал основным, хотя и не единственным, способствовавшим росту проституции. Известная феминистка Надежда Стасова была шокирована жесто­ кой логикой матерей, посылавших своих дочерей продавать себя: «В прошлую ночь моя дочь принесла домой пять копеек». Кузне­ цов и Шашков, писатели, которые в большей степени, нежели другие, привлекли внимание общественности к этой проблеме, полагали нищету основной причиной проституции; и что наибо­ лее Важно, они оба пытались увязать проблему проституции с ее социальной основой, то есть со статусом женщины в обществе, «гКорень зла лежит в основах социального быта.., - писал Шаш­ ков, - существование проституции и ее неразлучного спутника - сифилиса прямо ведет к категорической постановке вопросов о основных социальных переменах и, прежде всего, к вопросу о свободе и равноправности женщины». Кузнецов выразил это бо­ лее полно: «Нет сомнения в том, что с образованием женщины и расширением сфер ее деятельности, как тайная, так и публичная проституция постепенно исчезнут»2. На рубеже десятилетий публичное обсуждение проблемы проституции, несомненно по­ могло делу борьбы за женские права, так как драматизировало женский вопрос, который уже порядком всем наскучил. Связав конкретное общественное зло с масштабными социальными и экономическими причинами, Кузнецов, Шашков и другие сфор­ мулировали мнение о природе подобной проблемы, разделяемое тремя поколениями русских радикалов. Кроме того, они, способ­ ствовали установлению идеологической границы, которая разде­ лила тех, кто хотел помочь жертвам этого социального зла, и тех, кто желал искоренить проституцию как явление. Это разделение четко проявилось в истории трех основных откликов на женский вопрос: в феминизме, нигилизме и радикализме.


Прочитайте также: