Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 54 страница


93

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 54 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

подвергнут сомнению новым «трудовым» взглядом на пробле­ му - по духу враждебным капиталистической индустриализа­ ции, но условно ее принимающим. Европейскими выразителя­ ми этого взгляда в русской прессе были Жюль Симон и Элизе Реклю, а русским представителем - Н.Шелгунов. В своей ре­ цензии на работу Симона «Работница» Реклю подробно оста­ навливается на том вредном воздействии, которое фабричная система оказывает на женщин и их семью: продолжительный рабочий день, более низкая заработная плата по сравнению с мужской (которая также невысока), сексуальная эксплуатация работодателями и старшими рабочими, антисанитария, отрыв от детей. Более пылкий характер носила серия работ Шелгуно­ ва, опиравшаяся в основном на сочинение Ф.Энгельса «Поло­ жение рабочего класса в Англии» (1845). Совместными усилия­ ми Реклю и Шелгунов нарисовали мрачную картину жизни женщины-работницы в Западной Европе середины XIX в., и косвенно - будущее российской женской рабочей силы. И тот, и другой отвергали оптимистическую веру в то, что «больше ра­ боты» - это ответ на женскую проблему - помимо этого требо­ валась реформа всей фабричной системы. При этом они оба(со^ Тлашались с «капиталистической школой» в том, что работа не только неизбежна для женщин, в особенности одиноких, но и полезна. Работа, но не «романтизм», как решительно заявил Шелгунов, приведет к женскому освобождению1.

Впервые в России марксистская теория была применена к женскому вопросу в статье, написанной в 1863 г. экономистом Юлием Жуковским. Основываясь на довольно упрощенной ма­ териалистической интерпретации социальных феноменов, он от­ махнулся от потрясавших российское общество дискуссий о бра-4С& образовании и общественном долге. «Все они хороши для обсуждения на досуге, - говорил Жуковский, - а женский вопрос

основе сваей является чисто экономическим». «Я сомневаюсь еще теперь, чтобы в мыслях большинства читательниц, - писал он, - вопрос о своем положении не отождествлялся с решением вопроса о браке, позволением женщине надеть мужской костюм, закурить сигару на улице или сесть в парламенте». Жуковский

Simon J. L’ouvriere. Paris, 1861. Pt. I. Ch. 1-3. Pt. II. Ch. 3 (на русский язык этаработа переведена как «Работница в Европе». СПб., 1874). Рецензия на Реклю см. в: Русский вестник. 1861. Май. С. 28-37; Шелгунов Н.В. Рабочий пролетариат в Англии и во Франции / / Современник. 1861. Сент. С. 131-173; 1861. Окт. С. 485-518; 1861. Ноябрь. С. 205-270; Он же. Женское безделье / / Русский вестник. 1865. Май, Июнь, Август (была переиздана в: Шелгунов Н.В., Шелгуно­ ва Л П., Михайлов М.Л. Указ. соч. Т. 2. С. 217-260).

94

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 54 страница - №2 - открытая онлайн библиотека

был одним из тех радикалов, которые любили слегка осадить женщин и в то же время покровительственным тоном давать им советы по поводу их проблем. «Почва, - продолжал он, - в кото­ рую он [женский вопрос] врос, и из которой сосет свои ядовитые соки - почва эта экономическая. Нужно изменить элементарные условия этой почвы, обеспечить материально женщину». Одна­ ко, как только дело дошло до практических рекомендаций, он оказался настолько же далек от реальности, как и те женщины, которые якобы хотели курить на улице сигары и заседать в пар­ ламенте. Отрицая нерегулируемую индустриализацию с выте­ кающими из нее негативными последствиями, он поддержал идею немецкого социалиста Фердинанда Лассаля о создании кооперативных обществ, финансируемых правительством*.


Прочитайте также: