Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 45 страница

� Добролюбов НА . Собрание сочинений: В 9 т. М., 1961-1964. Т. 4. С. 307-343;см. также менее лесные замечания Писарева: Писарев Д.И. Сочинения: В 6 т. СПб., 1894. Т. 1..С. 231-273 (в особенности С. 242-248).

80

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 45 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

пенно загоняют в ловушку, ее страстное желание летать, подоб­ но птице, представляют собой точную копию тех чувств, кото­ рые бушевали внутри бесчисленного количества образованных женщин на протяжении всех этих лет1.

1860 г. Надеждой Дмитриевной Хвощинской (1824-1889)' была написана повесть «Пансионерка». Это был краткий и впе­ чатляющий рассказ о наивной провинциальной девушке Лёленьке, которая встретила многословного интеллектуала Ве-ретицина, человека рудинского толка (недаром его имя - это производное от слова «вертеться», то есть постоянно менять свои взгляды), и была им очарована. Он без конца твердил о не­ обходимости прогресса и о науке, огульно ругал все русские традиции. Под впечатлением его речей Лёленька порывает со своей семьей и отправляется в столицу, где находит работу и независимое существование. И когда Веретицын вновь встре­ тился с ней, он ужаснулся тому, насколько серьезно она вос­ приняла его поверхностные идеи. Упрекнув ее в этом, он при­ вел ей в пример их общую знакомую Софью, которая вышла замуж по любви, и с тех пор живет скучной, но спокойной се­ мейной жизнью. Лёленька отвергает как брак, так и любовь, и в своей финальной речи впервые в русской литературе провоз­ глашает философию «новой женщины»: «Я поклялась, что не дам больше никому власти над собою, что не буду служить это­ му варварскому старому закону ни примером, ни словом... На­ против, я говорю всем: делайте как я, освобождайтесь все, у кого есть руки и твердая воля! Живите одни - вот жизнь: рабо­ та, знание и свобода»2.

Одной из характерных черт рассматриваемого периода, кото­ рую, безусловно, заметил каждый читатель, является то, что вся пропаганда женской эмансипации велась исключительно муж­ чинами. Пирогов, Михайлов, Писарев и многие другие, так же как и передовые мужчины западного мира середины XIX в., вкладывавшие, подобно Миллю, Леону Ришару, Фредерику Баеру, Карлу Альмквисту, свой талант и свою душу в дело, ко-


Прочитайте также: