Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 39 страница

� Мужчина и женщина врозь и вместе в различные эпохи их жизни. СПб., 1859. С. 85; Отечественные записки. 1857. Май; Тур Е. Женщина и любовь по поняти­ ям г. Мишле / / Русский вестник. 1859. Июнь. С. 461-500.

� См. объективную, хотя и скучную биографию: Фатеев П.С. Михаил Михай­ лов: Революционер, писатель, публицист. М., 1969. Краткий очерк М.Дикмана и Я.Левина см.: Михайлов М Л . Сочинения: В 3 т. М., 1958. Т. 1. С. 5-47. О тре­ угольнике см.: Панаева А. Воспоминания. М., 1956. С. 197; Богданович Т. Любовь людей шестидесятых годов. Л., 1929.

71

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 39 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

Людмила Шелгунова, отец которой также был чиновником, получила прекрасное образование в петербургском частном пан­ сионе. Однако основное воспитание ей дала мать, талантливая и независимая женщина, которая постоянно говорила о «правах женщин» и необходимости финансовой независимости. Не испы­ тывая особой нужды, она давала уроки и занималась переводами, чему научила и Людмилу. Поэтому Людмила, когда за ней стал ухаживать ее кузен Шелгунов, прямо предупредила его о том, что ожидает, по крайней мере, полного равенства между ними во всех делах. Ее поклонник, выходец из бедной дворянской семьи, учившийся в Лесном институте, поначалу был весьма обеспоко­ ен идеями своей невесты. «Идея равенства была несвойственна создателю», - писал он в 1849 г.; однако впоследствии смягчился

согласился предоставить своей жене свободу. После свадьбы они провели нескольких тоскливых лет в провинции, а затем по­ селились в Петербурге, где познакомились с Михайловым и где обещание Шелгунова было подвергнуто испытанию. Когда в 1858 г. они появились в парижском Hotel Moliere - штаб-кварти­ ре Женни д’Эрикур - все трое уже были страстными привержен­ цами женского вопроса. Шелгуновы познакомились с д’Эрикур во время их предыдущего визита в Париж. Теперь ее сторонни­ ком стал Михайлов, проведший с ней несколько долгих вечеров за взволнованным обсуждением работы Прудона «О справедли­ вости в революции и церкви». Шелгунова, вдохновленная приме­ ром д’Эрикур, мечтала стать врачом; Михайлов, уединившись в Трувиле, начал работу над своими статьями, а Шелгунов давал ему советы по вопросам экономики1.

Работа Михайлова «Женщины: Их воспитание и значение в семье и обществе» представляет собой частично опровержение Мишле и Прудона, частично программу реформ. Его, редко когда оригинальные доводы, в основном были заимствованы из евро­ пейских работ по антропологии, медицине и феминизму2. Он считал, что поднявшаяся в Европе волна антифеминизма являет­ ся своего рода «реакцией на реакцию». Французские социальные реформаторы и моралисты, в ответ на буржуазное ханжество в

� Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов МЛ. Воспоминания: В 2 т. М., 1967.Т. 1. С. 82; Т. 2. С. 17,35,41 -43,97,70; Щепкина Е.Н. Из истории женской лично­ сти в России. СПб., 1914. С. 267-278; Фатеев П.С. Михаил Михайлов: Револю­ ционер, писатель, публицист. М., 1969. С. 168-198. Работы Михайлова о положе­ нии женщин см.: Михайлов М Л . Женщины: Их воспитание и значение в семье и обществе. СПб., 1903.


Прочитайте также: