Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 38 страница

/До появления статей Михайлова полемика по данной пробле­ матике не пользовалась в России особой популярностью. В 1859 г. в Санкт-Петербурге был опубликован анонимный и до­ вольно странный сборник статей под названием «Мужчина и женщина вместе и врозь в различные эпохи их жизни». Его со­ держание практически полностью было заимствовано из послед­ них работ Мишле и Прудона, точно так же, как и вынесенный женской судьбе приговор: «В детстве она любит свою куклу; выйдя замуж она любит своих детей и мужа; состарившись, он посвящает себя Богу». Однако прогрессивные журналы были на стороне д’Эрикур. «Отечественные записки» не были согласны с мнением Прудона о том, что женщина может быть либо женой, либо проституткой. «Любовь» Мишле была рецензирована в «Русском вестнике» выдающейся деятельницей периода «интел­ лигентских салонов» Евгенией Тур, которая, признавая, что жен­ щины зачастую нелогичны и ниже мужчин в умственном отно­ шении, обвинила Мишле в отсутствии вообще какой-либо логики. Мишле, отмечала она, способен называть женщину цари­ цей земли и мириться с тем, что муж ее бьет. Тур никогда не была феминисткой и, тем не менее, она смогла уловить абсолют­ ную ошибочность концепции любви Мишле. Пользуясь понятия­ ми, ставшими вскоре всем привычными, она описывала любовь

О д’Эрикур и ее кружке см.: Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Воспоминания: В 2 т. М., 1967. Т. 1. С. 82, 119-120; Т. 2. С. 75. Работа д’Эрикур была переведена на английский язык как: A Woman’s Philosophy of Woman. N. Y., 1864. P. 17.

70

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 38 страница - №1 - открытая онлайн библиотека как активную жизненную силу, придающую жизни энергию и способную изгнать старость и смерть1.

Д’Эрикур встретилась с Михайловым и другими русскими в Париже в 1850-х гг. и поддержала полемику в русской печати, за­ планировав даже прочитать в Санкт-Петербурге ряд лекций об эмансипации женщин, хотя так никогда и не сделала этого. В 1861 г. в «Рассвете» была опубликована одна из ее статей о жен­ ском образовании. Во Франции голос д’Эрикур, голос последней феминистки этого периода, уже не был слышен, заглушенный другими проблемами и интересами. Однако ее друг, Михайлов, вернувшись в Россию, на длительное время превратил ее давнюю борьбу с Мишле и Прудоном в «жгучий вопрос» современности.

Михаил Ларионович Михайлов (1829-1865) был сыном чи­ новника, (отец которого был крепостным в оренбургском поме­ стье семьи Аксаковых), сумевшего продвинуться по служебной лестнице и стать дворянином. Михаил Ларионович прошел путь, характерный для большинства представителей российской ин­ теллигенции 60-х годов XIX в.: учеба в Петербургском универси­ тете, короткий период государственной службы, разочарование в российской действительности и судьбоносное путешествие по Западной Европе. Прочитав Белинского и Герцена, он написал несколько своих собственных рассказов, в которых вопрос о по­ ложении женщин не занимал сколь-нибудь значительного места.


Прочитайте также: