Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 37 страница

� промышленного капитализма. То, что другие искали в религи­ озных обрядах, социализме, в palingдnSsie sociale1Мишле нашел в

1 palingцnцsie sociale (фр.) - социальное происхождение. - Прим. пер.


68

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 37 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

любви - романтической и всем привычной. Носительница этой любви - женщина1.

Другим значительным произведением, которое отстаивало традиционное положение женщины, была работа Прудона «О справедливости в революции и церкви» (1858). Его взгляды на женщин концентрируются вокруг вопросов о владении личной собственностью, сохранения домашнего очага, супружеского до­ мохозяйства и веры в мужское превосходство. Однако он был бо­ лее ярым прямолинейным антифеминистом, чем Мишле, чью ра­ боту он назвал эротической и неприлично болтливой. Прудон указывал на физическую слабость женщины и на ее пассивность

половом акте, как на доказательство ее более слабой природы; на ее широкие бедра, таз и грудь, как на доказательство того, что

ее единственным предназначением является вынашивание детей; и на относительно меньший размер женского мозга (неоспори­ мый, хотя и не относящийся к делу факт) как на доказательство ее интеллектуальной неполноценности. Используя курьезную систему количественных измерений, которую он применял к обо­ им полам, Прудон заявлял, что поскольку физическое соотноше­ ние между мужчиной и женщиной составляет 3:2 (его собствен­ ные расчеты), то разум должен быть выше у того, кто более инициативен, обучаем, активен и так далее. Мужчина - господин и женщина должна ему повиноваться: dura lex, sed lex1. «Гениаль­ ность, - провозглашал он, - это мужество духа и сопровождаю­ щая его способность к абстракции, обобщению, созиданию и по­ ниманию; ребенок, евнух и женщина не имеют этих дарований в равной мере». И нападая на сентиментальную болтовню Мишле, Прудон оспаривал женскую способность к любви, определяя ее как идолопоклонничество и «эротический идеализм»3.

Подобные догматичные и ненаучные взгляды на женщин были неоднозначно восприняты феминистками, так как они принадле­ жали не реакционерам, которые, безусловно, разделяли их, а так называемым «прогрессивным элементам». В Париже обе работы вызвали шумиху. \В_социал-феминистских. кругах- (например, в группе неосенсимонистов, сложившейся вокруг газеты Revuephilisophique) некоторое время Прудона ненавидели так же как и


Прочитайте также: