Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 31 страница

2 Крупская А. Указ. соч. С. 424, 448; Пирогов Н. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1957-1960. Т. 6. С. 391; Кони А.Ф. Указ. соч. Т. 4. С. 287.

58

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 31 страница - №1 - открытая онлайн библиотека удовлетворен блестящими успехами своих подопечных. Он с ра­ достью рассказывал об их нежности, способности стойко перено­ сить страдания, а также об их «сверхчеловеческих трудах». Он был убежден, что Россия «полностью игнорирует чудные дарова­ ния наших женщин», и что «если женщина получит надлежащее образование и воспитание, то она сможет также хорошо устроить свою научную, художественную и общественную культурность, как и мужчина». В конце войны Пирогов опубликовал широко обсуждавшуюся статью «Вопросы жизни», в которой поднима­ лись такие проблемы, как смысл жизни, суть образования и его роль для общества1.

Вот как, используя яркие метафоры, Пирогов оценивал со­ временное ему образование женщины высших слоев: «Но зато воспитание ее обыкновенно превращает ее в куклу. Воспитание, наряжая ее, выставляя напоказ для зевак, обставляет кулисами

заставляет ее действовать на пружинах, так как ему хочется. Ржавчина съедает эти пружины, а через щели истертых и изо­ рванных от времени кулис она начинает высматривать то, что от нее так бережно скрывали». До этого времени те, кто претендо­ вал на роль реформаторов женского образования, ставили перед собой лишь одну цель - наделить женщину тем количеством знаний, которое было бы достаточным для того, чтобы поддер­ живать разговор с мужем и следить за воспитанием детей. Наи­ более свежая версия этого взгляда была выражена в появившей­ ся незадолго до статьи Пирогова работе медицинского и этиче­ ского характера «Физиология женщины», написанной также русским врачом В.В.Дерикером. Автор полагал, что женщине для успешного выполнения функций жены, матери, домохозяй­ ки (другого предназначения она не имела) необходимы хоро­ шие базовые знания, но не более того. Даже Пирогов ограничи­ вал стремление женщин к образованию: «<...> не всякий врач. Не всякий должен без нужды смотреть на язвы общества, <...> в помойных ямах рыться»2.

Однако Пирогов признавал, что женщинам необходимо хо­ рошее образование. Они нуждаются в развитии способности к независимым суждениям для того, чтобы помогать мужчинам в их борьбе (а не просто для дилетантских увлечений агрономией

Исторический Вестник. 1886. Ноябрь. С. 276; Лихачева Е. Указ. соч. Т. 2. С. 2-3; Пирогов Н. Вопросы жизни / / Пирогов Н. Сочинения. Т. 1. С. 1-44.

Пирогов Н. Вопросы жизни. Т. 1. С. 42; Дерикер В.В. Физиология женщины.СПб., 1854; сходную позицию см.; О воспитании / / Морской сборник. 1856. Янв.

� 1-68.

59

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 31 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

или коллекционирования бабочек). «Не положение женщины в обществе, но воспитание ее, - в котором заключается воспита­ ние всего человечества - вот что требует перемены. Пусть мысль воспитать себя для этой цели, жить для неизбежной борьбы и жертвований проникнет все нравственное существова­ ние женщины, пусть вдохновение осенит ее волю, - и она узна­ ет, где она должна искать своей эмансипации». Пирогов предпо­ лагал, что роль и предназначение женщины вскоре станут более социально значимыми, чем прозаические заботы семейной жиз­ ни. В будущем, считал он, некоторые русские женщины услы­ шат призыв свыше к свершению величественного подвига само­ пожертвования. Таких женщин он призывал ответить на этот призыв: «Да, я готова»1.


Прочитайте также: