Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 227 страница

Что касается буржуазных «мамочек», опасавшихся подобной социализации, то Коллонтай относилась к ним с презрением, в особенности к тем из них, кто отдавал своих детей в руки_цянек или в частные дневные ясли, с тем чтобы насладиться свободным временем. Между тем она утверждала, что такие матери (более того, все матери) не имеют профессиональных навыков, необхо­ димых для того, чтобы заботиться о детях надлежащим образом. «Чтобы сшить сапоги, требуется пройти искус ученичества, - пи­ сала она, цитируя Цеткин, - а, чтобы руководить такими хрупки­ ми творениями, как души детей, достаточно, будто бы, одного

1 Бебель А. Женщина и социализм. С. 178,519-521.

366

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 227 страница - №1 - открытая онлайн библиотека материнского инстинкта»1. Таким образом, Коллонтай, касаясь сексуальных и семейных проблем, вновь предстает перед нами как сторонница самых левых теоретических подходов в марксиз­ ме. И лишь революция покажет нам, что были люди, стоявшие на еще более левых позициях, нежели она.

Мнения, приведенные выше, были собраны буквально по кру­ пицам из относительно небольшого круга источников. В целом русские социалисты нечасто говорили о сексуальном вопросе, что было вполне в духе русского радикализма, исходившего из того, что о данной проблеме уже все сказано, если не Энгельсом и Бебе­ лем, то Чернышевским и Михайловым. По мнению некоторых меньшевиков и большевиков, секс должен был рассматриваться как личное дело, и эту тему не стоит подвергать глубокому фило­ софскому осмыслению, как это делали предыдущие поколения. Социал-демократы учили, что женщина должна считаться равной мужчине, и что ее следует называть не «баба» или «тетка», а «то­ варищ» - и этого достаточно. Эсеры, писавшие об этой проблеме, не предложили ничего нового или заслуживающего внимания. Б.Герман в работе «Биология и социализм», написанной под влия­ нием Лаврова, предсказывал, что с улучшением условий жизни ат­ рофируется инстинкт защиты детей, а с ним и личная забота мате­ ри о ребенке. Вот тогда общественное воспитание и станет счастливым освобождением матери от домашних хлопот. Н.С.Ру-санов просто утверждал, что секс, как и вера, должен быть личным делом каждого, и считал, что женщины-депутаты в будущей Думе будут отстаивать «нейтралитет» государства в супружеских делах. Возможно, это было самым ошибочным предсказанием по поводу женского вопроса, сделанным в предреволюционные годы2.

Анархисты о женском вопросе писали очень мало, а сами жен-щйны-анархистки - вообще ничего. Украинская террористка Матрёна Присяжнюк как-то сказала: «Мой идеал - свободное развитие индивидуальной личности в широком смысле этого слова, и свержение рабства во всех его формах». Вот и все, что

Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. С. 217-218. Социали­сты не были единственными, кто выступал за дневные ясли и общественное по­ печение детей. Об этом см.: Лухманова НА. Недочеты жизни современной жен­ щины. М., 1904. С. 53. О более общих представлениях Цеткин и Крупской см.: Zetkin C. Arbeiterinnen und Frauenfrage der Gegenwart. Berlin, 1889. 23-39; Круп­ ская H.K. Женщина-работница. C. 19-20.


Прочитайте также: