Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 224 страница

«Как я ем, как я пью, как я сплю и как я одеваюсь, является моим личным делом, мои отношения с лицом противоположного пола также мое личное дело», - написал Бебель в 1879 г. о част­ ном характере сексуальных отношений в будущем. Однако

К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин о женском вопросе. С. 180; Там же. С. 175-176 (письма Энгельса к семье Каутских); Бебель А. Женщина и социализм. С. 165, 547; Исаев АЛ. Чего ожидать женщине от социализма? С. 10-14; К.Маркс, Ф.Эн­ гельс и В.И.Ленин о женском вопросе. С. 178-179. (замечание Ленина, впервые опубликованное в 1924 г.).

2 Бебель А. Женщина и социализм. С. 226; КМаркс, Ф.Энгельс и В.ИЛенин о жен­ ском вопросе. С. 72-73; Lenin VJ. On the Emancipation of Women. P. 26-27, 79-80; Коллонтай AM. Социальные основы женского вопроса C. 160-170,180-182.

361

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 224 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

сравним слова Энгельса на ту же тему, написанные пять лет спустя. Новые люди, рожденные и воспитанные при социализме, «будут знать сами, как им поступать, и сами выработают соответ­ ственно этому свое общественное мнение о поступках каждого в отдельности, - и точка»1. В этом отношении он солидарен с Бебе­ лем. Эти слова Энгельса действительно могли стать основой для создания «общественного мнения» в отношении сексуальной мо­ рали будущего. Общественное мнение, говорит Энгельс, будет сформировано на основе сексуального опыта тех, кто никогда прежде не знал отвратительного рыночного мышления буржуа­ зии, оно будет существовать как норма, как критерий, как новая сексуальная мораль, предназначенная для оценки «опыта каждо­ го индивидуума». В противном случае существование общест­ венного мнения не имеет смысла. Однако, помимо вопроса о сути новой морали, возникал следующий вопрос - зачем нужны офи­ циальная мораль и «общественное мнение», если они не исполь­ зуется обществом для осуждения тех, кто ее нарушает2?

Проблема социального регулирования семьи и роли в ней женщины в качестве матери и домохозяйки имеет свои особенно­ сти, хотя ее трудно отделить от сексуальных вопросов, рассмот­ ренных выше. Большинство марксистов неодобрительно смотре­ ли на секс ради секса и считали, что важнейшей функцией секса

любви является рождение детей. Говоря о «материнском дол­ ге», Бебель признавал, что иногда у женщины могут быть причи­ ны, чтобы избегать его. В будущем, говорил он, регулирование уровня рождаемости будет вполне естественным (!) «без вредно­ го воздержания и без противоестественного употребления преду­ предительных средств», что приведет к уменьшению числа детей

семьях. Ленин на этот раз тоже.был менее аскетичен или, быть может, более реалистичен. Как и все марксисты, он яростно со­ противлялся идее «социального неомальтузианства», согласно которой необходимо постоянно и целенаправленно ограничивать уровень рождаемости, с тем, чтобы количество населения соот­ ветствовало количеству продовольствия. Эту позицию Ленин рассматривал просто как стремление к уничтожению декадент­ ской буржуазии и «бесчувственных и эгоистичных мещанских пар». На практическом уровне он требовал «безоговорочного ан­ нулирования всех законов, запрещавших аборты, и распростра­


Прочитайте также: