Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 216 страница

Коллонтай AM. Избранные статьи и речи. М., 1972. С. 109-112. О Москов­ском клубе см.: Сердитова С. Указ. соч. С. 76-78. О Бочкаревой см.: Женщины в революции. М., 1959. С. 112-116. О праздновании в Петербурге см.: Григоре-ва-Алексеева А.Н. Женское утро / / Женщины города Ленина Л., 1963. С. 65-70;Женщины в революции. С. 93-98; Самойлова К.И. Указ. соч. С. 11.

2 Коваленко Е.Г. «Правда» учила нас бороться / / Женщины города Ленина. С. 61. 3 БСЭ. 1-е изд. Т. XXV. С. 233.


349

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 216 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

сентябре 1913 г. на заседании центрального комитета, состоявше­ гося в Галиции в городе Поронино. Крупская выступила на этом заседании с речью о необходимости организации работниц и жен рабочих, а Ленин предложил издавать журнал «Работница» для освещения этой деятельности. Предполагалось, что редакционный совет должен был состоять из трех женских групп, находящихся в трёх' разных странах, что впоследствии вызывало определенные неудобства: в Петербурге эту группу составляли сестра Ленина Анна Елизарова и ее помощницы; в Кракове - Крупская и Зи­ новьева (Лилина); в Париже - Людмила Сталь и Инесса Арманд1. _ Инесса.Арманд, известная в западной историографии практи­ чески только как близкий друг Ленина, стала впоследствии пер­ вым руководителем Женотдела (партийного аппарата советского периода по работе среди женщин), и поэтому так же, как и Кол­ лонтай, может считаться пионеркой советской эмансипации жен­ щин. Она родилась в 1874 г. в Париже в семье французских теат­ ральных актеров, однако воспитывалась под Москвой в рус-ско-французской семье промышленников (Арманд), у которых ее тетя работала домашней наставницей. В результате она получила поистине космополитичное образование, и в восемнадцать лет вышла замуж за одного из сыновей Арманд. Она родила ему пя­ терых детей, четверо из которых стали коммунистами2.

Значительно раньше, чем Коллонтай, Инесса увлеклась феми­ низмом. Еще в детстве она впала в депрессию, услышав, что од­ ному ребенку было отказано в крещении, так как он был незакон­ норожденным. Впоследствии она была шокирована, узнав, что церковный закон не допускает присутствия ее «нечистого» тела в церкви в течение нескольких недель после родов ребенка. На ис­ ходе века Инесса Арманд, все еще оставаясь либералкой, присое­ динилась к московской благотворительной организации фемини­ сток, помогавших проституткам. Некоторое время она была

Петровский ГМ. Воспоминания о Надежде Константиновне Крупской. М., 1966.С. 81-86; Левидова С. М., Потоцкая СА. Надежда Константиновна Крупская. Л., 1962. С. 101-102. О Сталь см.: Женщины русской революции. С. 445- 455,569.

По-видимому, Арманд не оставила никаких воспоминаний или автобиогра­ фии, кроме небольшого очерка, написанного на четырех страницах, который в настоящий момент находится в Центральном Государственном Архиве Октябрь­ ской Революции. Этот очерк использовался Павлом Подляшуком в его книге (Подляшук П. Товарищ Инесса: Документальная повесть. М., 1965). Данная кни­га лучше, нежели слабая работа, которая крутится вокруг рассказа о Ленине и русской революции: РгётИе J. Une grande figure de la Involution russe: Inessa Armand. Paris, 1957. См. также биографический очерк, написанный ее дочерью: Арманд И. Статьи, речи, письма. М., 1975; Wolfe В. Lenin and Inessa Armand / /Slavic Review, 1963. March. XXII. 1. P. 96-114.


Прочитайте также: