Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 215 страница

Вторая конференция женщин-социалисток в 1910 г. была три­ умфом Клары Цеткин как бесспорного лидера международного социалистического движения женщин. Со времен последней кон­ ференции 1907 г., рост женского движения произвел на всех глу­ бокое впечатление, а «ортодоксальная» немецкая позиция по жен­ скому вопросу стала главенствующей. Свою победу Цеткин закрепила резолюцией, называвшей любой вид ограниченной^суф­ ражистской кампании «фальсификацией и унижением самого принципа политического равноправия женщин». Затем она пред­ ложила праздновать 8 марта как международный женский день социалистического движения - женский вариант праздника Пер­ вого Мая. Саму идею и дату ей подсказала демонстрация амери­ канских социалисток в Нью-Йорке 8 марта 1908 г., выступавших против буржуазного суфражистского движения Америки. Девиз женского дня звучал как «всеобщее избирательное право», а его цельно стало привлечение в свои ряды большего количества работ­ ниц и развитие политических талантов женщин, участвовавших в движении. Предложение Цеткин было с воодушевлением поддер­ жано на конференции. Начиная с 1911 г. и до начала первой миро­ вой войны, в крупнейших индустриальных городах Европы еже­ годно организовывались шествия и демонстрации, пока воюющие правительства не запретили их в 1915 году1.

России Женский день не отмечался до 1913 г. Связь русских женщин с конференцией в Копенгагене, на которой было принято решение о праздновании Международного женского дня, осуществ­ ляла Коллонтай - единственная русская, присутствовавшая на кон­ ференции в качестве делегатки петербургского текстильного проф­ союза. Она была избрана членом Международного секретариата и постоянным автором журнала «Гляйхгайт» (Gleichheit), и, все еще

Коллонтай А.М. Международные социалистические совещания работниц. М.,1918. С. 29; Коммунистка. 1921. Янв.-февр. С. 1; Самойлова К.И. В объедине­ нии - залог победы. М., 1921. С. 8-10. Об американских корнях праздника см.: Lenin V.L Women and Society. P. 8.

348

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 215 страница - №1 - открытая онлайн библиотека оставаясь меньшевичкой, написала статью в печатный орган боль­ шевиков - газету «Правда», в которой объяснила цель празднова­ ния 8 марта. Она также написала о событиях в России Бебелю, и тот ответил ей лестным письмом, в котором назвал русских жен­ щин «авангардом международного женского социалистического движения». Однако в более поздней статье, опубликованной в «Гляйхгайт», Коллонтай писала, что сами работницы приняли ре­ шение отмечать Женский день. Тем временем в Москве в 1912 г. на волне возрождающегося пролетарского движения большевички и меньшевички организовали так называемый Третий женский клуб,

который входило около 900 мужчин и женщин. Прежде чем клуб был закрыт полицией, он сумел провести собрание, посвященное Международному женскому дню. В Санкт-Петербурге более широ­ кое празднование было замаскировано под «Научное утро по жен­ скому вопросу», проведенное на Калашниковской бирже. Участни­ ца этого собрания А-Н.Григорьева-Алексеева, петербургская ткачи­ ха, работавшая на одной из фабрик Рябушинского оставила воспо­ минания, в которых она описывает, как она рассказывала о своей жизни фабричной работницы собравшейся толпе женщин и поли­ цейских. Заседание прошло без каких-либо происшествий, хотя по­ лиция, раздраженная далеко не «научным» характером собрания, все-таки произвела несколько арестов. По мнению советских иссле­ дователей, попытки проведения подобных собраний предпринима­ лись в Киеве, Самаре и Тифлисе1.


Прочитайте также: