Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 211 страница

Страхова М.И. - создательница передвижного музея учебных пособий, быв­ шего местом сбора петербургских «вольнодумцев». - Прим. ред.


341

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 211 страница - №1 - открытая онлайн библиотека Коллонтай не нуждалась в подобных примерах. Она всего лишь хотела быть свободной, чтобы заниматься политикой и не желала рбременять себя ничем другим. Есть свидетельство, что на ее ре­ шение мог повлиять пример героинь из «Кукольного дома» Иб­ сена и из «Перчатки» Бьернсона1. Однако Нора Ибсена покинула мужа, не зная еще, куда она идет. Коллонтай больше всего похо­ дила на Агнессу Петровну, героиню рассказа «Одна из них», на­ писанного ее подругой Татьяной Щепкиной-Куперник, где гово­ рилось о писательнице, которая оставляет своего любимого мужа, потому что брак мешает ее работе и препятствует ее само­ выражению. В любом случае поступок Коллонтай связан с тра­ дициями русских нигилисток 1860-х гг., и ни он сам, ни его оп­ равдание не были чем-то новым в истории женского вопроса в России. Тем не менее впоследствии он стал лейтмотивом ее ра­ бот по женской эмансипации.

Следующие три года она провела главным образом в Европе. Для изучения экономики Коллонтай поступила в Цюрихский университет. Однако к ее разочарованию профессор неуклонно и весьма ощутимо склонялся в сторону правых убеждений, в то время как ее наклонности, предпочтения и связи развивались прямо в противоположном направлении2. Во время краткого ви­ зита в 1899 г. в Лондон Коллонтай познакомилась с супругами Вебб, но и это знакомство не оправдало ее ожиданий. После этого она полностью посвятила себя марксизму. Она уже была на­ столько правоверной марксисткой, что на вечере у Стасовых в Петербурге не побоялась подвергнуть критике грозного Петра Струве, бывшего в то время ревизионистом. В 1901 г. она позна­ комилась с Розой Люксембург, Плехановым и Каутским, все они произвели на нее сильное впечатление. Опубликовав статью о Добролюбове, Коллонтай занялась изучением положения рабо­ чих в Финляндии. В 1903 г., поселившись в Петербурге, она из­ дает «Жизнь финских рабочих» - типичное марксистское иссле­ дование «отсталого» общества, которое быстро продвигается по пути капиталистического развития.

Затем Коллонтай встречает своих старых друзей и вовлекает­ ся ими в подпольную социалистическую деятельность в Невском районе. В это время она не входит ни в одну партию. В душе, как Коллонтай писала позже, она была с большевиками, но, находясь

Например, см.: Halvorsen C. Revolutionens Ambassader P. 75; Palencia I. Alexan­ dra Kollontay. N.Y., 1947. P. 31.

2 Имеется в виду профессор Цюрихского университета, специалист по экономи­ ке Генрих Геркнер. - Прим. ред.


Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 211 страница - №2 - открытая онлайн библиотека под влиянием Плеханова, она не могла отречься и от меньшеви­ ков. Во время одной из многочисленных дискуссий между мар­ ксистами и сторонниками Ницше, Коллонтай впервые выступи­ ла с речью на тему, которая впоследствии станет ключевой во всех ее работах: подчинение индивидуальных интересов коллек­ тивным. «Наш лозунг, - заключила она, - не торжество индиви­ дуализма, а победа общественности»1. К концу 1904 г. Коллонтай встает на путь радикализма; однако, пока еще ничто не свиде­ тельствует о том, что основным делом ее революционной карье­ ры станет освобождение женщин.


Прочитайте также: