Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 205 страница

Ее работа представляла собой небольшую брошюрку - около

24 страниц убористого текста, набранного мелким шрифтом как в газете «Искра». Несмотря на то что на написание «Работницы» Крупскую подтолкнули работы Бебеля и особенно Цеткин (кото­ рую она часто цитирует), это произведение является подлинно русским, о чем свидетельствует внимание, уделяемое крестьянкам. Кроме того, появление работы частично было обязано и исследо­ ваниям Ленина об экономической жизни деревень. Крупская ри­ сует мрачную картину: деревенская женщина, измученная работой

голодная, разоренная деревенским ростовщиком; мать, неспо­

Левидова С. М., Павлоцкая СА. Надежда Константиновна Крупская. Л., 1962.С. 6-38; Дридэо В. Надежда Константиновна. М., 1966. С. 3-56; Krupskaya N.K. Memoires of Lenin. London, 1930. P. vi-16; Bobrovskaya C. Lenin and Krupskaya. N.Y., 1940. P. 3-16; КунецкаяЛ., Маштакова К. Страницы прекрасной жизни. М., 1969. С. 69; Розанов М. Василий Андреевич Шелгунов. Л., 1966. С. 116-117; McNeal R.H. Bride of the Revolution. Ann Arbor, 1972.

Тыркова-Вильямс A. To, чего больше не будет. Париж, 1954. С. 141-143; Тырко-ва-Вильямс А. На путях к свободе. Н.-Й., 1952. С. 188; Krupskaya N.K. Memories ofLenin. P. 30.

332

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 205 страница - №1 - открытая онлайн библиотека собная уделить хоть какое-то время своим детям; сами дети, кото­ рые, если и выживут, вырастут необразованными, усиливая веко­ вую тьму сельской России. Жизнь работницы ничуть не лучше, так как из-за низкой зарплаты постоянным искушением для нее является-проституция. Ее дети, лишенные даже той недостаточ­ ной заботы, которую дают их деревенским сверстникам бабушки, попадают в развратный уличный водоворот. Но труднее всех, пи­ шет Крупская, приходится беременной работнице,которая лише­ на гарантии сохранить работу и пособий роженице. Мрачная, хотя

безусловно преувеличенная панорама жизни русских низов, вы­ раженная Крупской понятным всем языком, является версией по­ эмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» XX века1.

Освобождение женщинам, писала она, вторя Бебелю и Цеткин, принесет лишь труд. Она предупреждала рабочих, что исключение женщин из их рядов не приведет к уничтожению эксплуатации. НёТтойт женщинам ждать помощи и сверху: «ни царь, ни Бог» их не утешат, так как государство всегда на стороне «знатных». Осво­ бождения может добиться лишь сам рабочий класс. Признавая, что многие женщины были настроены по отношению к рабочему движению либо равнодушно, либо враждебно, Крупская критико­ вала тех мужчин, которые заявляли, что женщинам не место в этом движении. Задача сознательных мужчин и женщин в том, чтобы избавиться от древних предрассудков и помочь женщинам влиться в общую борьбу. Целью было светлое социалистическое будущее, в котором не будет ни эксплуатации, ни неравенства - люди будут работать в чистых, хорошо проветриваемых, просто­ рных фабричных цехах; общество будет заботиться о престарелых, слабых и больных; никто не умрет в одиночестве, и никто не будет поддерживаться благотворительностью; матери будут уверены в том, что их дети накормлены, одеты и о них хорошо заботятся в общественных учреждениях, а не оставляют на милость невежест­ венных деревенских бабок, «фабрик ангелов»2 или многолюдных улиц фабричных городов3.


Прочитайте также: