Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 204 страница


330

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 204 страница - №1 - открытая онлайн библиотека достоверность анализируемых в ней фактов. В 1905 г. в Одессе появился полный перевод с 34-го издания, за которым последо­ вали и другие. Наиболее образованные лидеры социал-демокра­ тов прочитали книгу раньше, еще в оригинале. Работа Бебеля была принята в России как последнее слово по женскому вопро­ су и оказала огромное влияние на активисток как феминистско­ го, так и социалистического толка. Как заметил Плеханов после смерти Бебеля (1913): «Кто не читал “Женщину” Бебеля; или, по крайней мере, кто о ней не слышал?». Немецкий посол граф Мирбах во время своего визита к Ленину в 1918 г. удивился, уви­ дев эту книгу в руках красноармейца. Между тем, несмотря на то что некоторые русские авторы рассматривали проблему женско­ го труда в марксистских категориях с 1860-х гг., никто из них не дал женскому вопросу полное марксистское обоснование, пока жена Ленина, Надежда Крупская, не написала брошюру «Жен­ щина-работница» (1900)'.

Крупская (как Тыркова и Милюкова) родилась за год до Лени­ на - в 1869 г. Ее отец Константин Крупский был одним из тех не­ многочисленных артиллерийских офицеров, кто придерживался радикальных взглядов. В 1860-х гг. он был «связан» с первой груп­ пой «Земли и воли», а также с I Интернационалом. За открытую симпатию польским повстанцам его уволили из армии, и он был вынужден зарабатывать на жизнь в качестве фабричного инспек­ тора. От него молодая Надя услышала рассказы о героизме рево­ люционеров; а его описания условий работы на фабрике однажды подтолкнули девочку к тому, чтобы закидать управляющего снеж­ ками. Несмотря на семейные злоключения, Крупская сумела по­ лучить хорошее образование: сначала в чинной государственной гимназии, а затем в частной школе, возглавляемой отчимом Петра Струве. Первоначально Крупская хотела стать учительницей, но поскольку было весьма трудно найти работу, она поступила на Бестужевские курсы. Проучившись там два месяца, она бросила их в 1889 г., считая обучение слишком оторванным от реальной жизни. В последующие годы эту реальную жизнь она нашла в не­ большом петербургском кружке марксистов, возглавляемом сту­ дентами Технологического института, и в классах Смоленской ве­ черней и воскресной школ, где она стала учить рабочих. С 1891 по

1 Бебель А. Женщина настоящего, прошедшего и будущего времени. Лондон, 1895; Он же. Женщина и социализм; Он же. Государство будущего: Социали­ стическое общество. Ростов-на-Дону, 1906; Наши цели. Одесса, 1905. С. 14; Справочная книга социалиста: В 2 т. СПб., 1906. Т. 1. С. 234-255; Шейкман И. Каталог социалиста. М., 1906; Архиерей Михаил. Женщина-работница. СПб., 1906.

331

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 204 страница - №2 - открытая онлайн библиотека

1896 г. Крупская использует свой педагогический талант для пре­ подавания основ марксизма рабочим индустриального района сто­ лицы, известного как «Невская застава»1.

 январю 1894 г. относится встреча Крупской с Лениным, кото­ рый направил ее в фабричные районы собирать материал о повсе­ дневной жизни рабочих (как мужчин, так и женщин). Повязав пла­ ток на голову, она со своими спутницами отправлялась на фабри­ ки, а затем возвращалась в организацию и рассказывала о том, что им удалось узнать о жизни и работе фабричных рабочих. Этот ма­ териал и лег в основу ее первой книги. В 1896 г. организация была разогнана полицией; Ленина сослали в Сибирь, а Крупская, после кратковременного тюремного заключения, отправилась за ним, и в Шушенском они поженились. По воспоминаниям Тырковой, Крупская, будучи школьницей, сторонилась мальчишеской ком­ пании, не каталась на коньках, не танцевала, избегала участвовать


Прочитайте также: