Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 201 страница

Однако в чем же заключалась роль женщин в пролетарском движении? И как же насчет женских избирательных прав? Перво­ го вопроса Бебель практически не касался. Он признавал, что «нам необходимо уделить особенное внимание женскому вопро­ су»; однако «способы, и специальные институты», необходимые для освобождения женщин, являлись делом тактики, которую он отказался разрабатывать. Эту проблему впоследствии вынуждены будут решать руководительницы женского движения: Цеткин - в Германии и Коллонтай - в России. Что касается политического равноправия, то Бебель посвятил целую главу книги благожела­ тельному описанию истории суфражистского движения в Европе

Слова Маркса, написанные в письме от 12 декабря 1868 г. к Кугельману, цит. по: К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин о женском вопросе / Под ред. ВЛ.Биль-шай. М., 1971. С. 64; Бебель А. Женщина и социализм. С. 97, 338, 43; К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин о женском вопросе. С. 70.

Бебель А. Женщина и социализм. С. 43, 39, 44, 364. О поддержке этого общеговзгляда со стороны Энгельса см.: К.Маркс, Ф.Энгельс и В.ИЛенин о женском вопросе. С. 70.*

326

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 201 страница - №1 - открытая онлайн библиотека Америке, что явилось дополнительным подтверждением для тех, кто верил в миф о симпатии Бебеля к феминизму. В отношении опасений социалистов и либералов по поводу «консерватив-но-клерикальных» последствий предоставления женщинам права голоса Бебель высказался весьма недвусмысленно: «Ни в коем случае их опасения нельзя рассматривать как причину отказа жен­ щинам в избирательном праве», так как в этом случае социалисты будут вынуждены отказаться от наделения правом голоса потен­ циально консервативных элементов среди самих мужчин1.

рамках европейского социалистического движения маркси­ стские идеи были воплощены на практике и в некоторой степени переосмыслены Кларой Цеткин (1857-1933). Она родилась в се­ мье саксонского "школьного учителя, принадлежавшего к средне­ му классу. Студенческие годы провела в Лейпциге, готовясь пой­ ти по стопам отца. Однако, познакомившись с группой русских студентов, также учившихся в университете, она отказалась от карьеры учителя. Один из них, молодой русский радикал Осип Цеткин привлек ее внимание и стал ее наставником в изучении Маркса и Лассаля. Когда после принятия закона против социа­ листов в 1878 г. Осип был депортирован, Клара последовала за ним, и они поженились. В следующие двенадцать лет скитаний и жизни главным образом в Цюрихе и Париже, она занималась партийной работой, воспитывала двоих детей и ухаживала за больным мужем. Ко времени его смерти в 1890 г., она преврати­ лась в стойкую, самодостаточную женщину с социалистическими убеждениями. Так как она знала несколько языков и имела хоро­ шие организаторские способности, то в 1889 г. она была направ­ лена партией в Париж для участия в подготовке учредительного съезда II Интернационала. На этом съезде она выступила с про­ граммной речью о женском вопросе, поднимавшей проблемы, ре­ шению которых будут посвящены последующие тридцать лет ее политической деятельности. Ими были: роль работы, обществен­ ной жизни и политической деятельности в освобождении жен­ щин; неспособность женского движения добиться полного жен­ ского освобождения; а также необходимость создания в рамках социалистического движения специальной организации, которая занималась бы политическим просвещением женщин2.


Прочитайте также: