Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 196 страница

в меньшей степени в Америке. Пока суфражетки разбивали окна, нападали на политиков и провоцировали аресты, русские революционерки стреляли в генералов, разрабатывали планы восстаний и шли на казнь. И хотя некоторые русские феминист­ ки восхищались мужеством суфражеток, в их стране никогда не возникало подобного движения; воинственно настроенные жен­ щины России, как правило, присоединялись к революционным партиям.

Большинство феминисток терпимо относились к «свобод­ ной любви», хотя по всем основным сексуальным проблемам их взгляды более совпадали с пуританскими позициями анг­ лийских и американских феминисток. Как и они, русские не увлекались чрезмерно этим вопросом. «Чем больше развита личность, - писала в 1904 году Лухманова, - тем менее суще­ ственна, в общем, ее сексуальная жизнь; и чем более поверхно­ стен и беден человеческий дух, тем больше он озабочен сек­ сом». Это утверждение, которое трудно оспорить, разделялось

Мнение Коллонтай см.: Коллонтай AM . Социальные основы женского вопро­ са. СПб., 1909. С. 19; мнение советского историка: Бильшай BJI. Советская демо­ кратия и равноправие женщин в СССР. М., 1948. С. 11. Консервативное отноше­ ние американских феминисток см.: Kraditor A. The Ideas of the Women Suffrage Movement, 1890-1920. P. 133-134,153-158.

Новикова М. Существует ли «женский вопрос»? / / Женское дело. 1910.

Апр. 18. С. 10. .

318

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 196 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

всей интеллигенцией, включая и наиболее влиятельных боль­ шевиков, пришедших после 1917 г. к власти в России. Когда в 1908 г. появился роман «Санин», Философова настолько испу­ галась его вредного воздействия на молодежь, что посвятила «вечер» его обсуждению. Покровская, выступая за ликвида­ цию двойного стандарта морали, стремилась в соответствии с представлениями того времени поднять уровень нравственно­ сти мужчин до уровня женского, но не наоборот. Она восхва­ ляла «Крейцерову сонату» и проповедовала целомудренное поведение до вступления в брак и верность после тем тоном, который в середине 1920-х гг. будет характерен для всех пар­ тийных дискуссий. Несмотря на то что феминистки совсем не беспокоились о том, регистрировать официально брак или нет, они никогда не отвергали саму семью. Президент Московского отделения Лиги Мария Райх заявила, что цель феминизма не в том, чтобы увести женщин из дома, а в укреплении и просве­ щении семьи. Некоторые из них следовали за социалистками, предлагавшими учредить общественный надзор за детьми и ор­ ганизовать общее домашнее хозяйство, что «освободило бы женщину от скучной, утомительной заботы о кухне и мелоч­ ной работы по дому». (Спустя несколько лет практически теми же словами эту идею выразит Ленин). Подобные формулиров­ ки, по существу в той же самой форме, можно найти в работах американских феминисток, которые также желали модернизи­ ровать и сохранить семью, но не уничтожить. Как заявила А.С.Блэквэлл в своей известной статье 1891 г. «супружеское восстание» совсем не было восстанием1.


Прочитайте также: