Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 170 страница

Борьба за политическое равноправие: 1905-1907 годы

1904 г., накануне революции, Александр Амфитеатров заме­ тил, что десять лет назад о равноправии мечтали лишь несколько сотен русских женщин, в его же время их уже десятки тысяч. И если в первой части его утверждения содержится преуменьше­ ние, то будущие события вскоре подтвердили истинность второй части его высказывания. Во времена всеобщей апатии феминист­ ки задыхались в узких рамках благотворительности и изнывали от внутриорганизационных дискуссий; времена же репрессий по­ будили их к активной политической деятельности. К зиме 1904-1905 гг. они имели все, что было необходимо для политиче­ ской активности - уверенность в своих силах, организационные навыки, сформированные еще старыми феминистками, а также нежелание феминисток нового поколения ограничиваться толь­ ко внутриорганизационной и благотворительной деятельностью.

Первый женский календарь: В 16 т. СПб., 1899-1915. Два других печатных ор­ гана заслуживают краткого упоминания: Женское дело. СПб., 1899-1901, кото­ рый не следует путать с одноименным журналом, выходившем в 1910- 1917 гг., и Женский альманах. Одесса, 1901.

Дьяконова Е. Дневник Елизаветы Дьяконовой на высших женских курсах(1896-1899). С. 295. Вероятно, автор ошибается. Похожие (но не дословно) вы­ сказывания Дьяконовой в указанном автором издании ее дневников имеются на страницах 302-303. - Прим. ред.

277


Перед ними был прекрасный пример - суфражистское движение

Финляндии. Здесь история женской эмансипации развивалась по образцу континентальной Европы: философские искания в литературе в 1840-х гг.; борьба за образование в 1870-х гг.; и, на­ конец, «общественная работа» в конце века. Консервативная Финская ассоциация женщин (основанная в 1884 г.) и более во­ инственный Союз женских прав (созданный в 1892 г.), которые по-разному смотрели на избирательные права женщин, пришли к единому мнению на волне бурно развивавшегося в 1898-1906 гг. национально-освободительного движения в Финляндии. Их со­ лидарность нашла выражение в резолюции о политических пра­ вах женщин, принятой на женском конгрессе 8 ноября 1904 г. Че­ рез полтора года продолжавшаяся агитационная кампания возымела свое действие, и женщины получили право голоса. Со­ лидарность и опыт ведения агитации имели и русские феминист­ ки, ожидавшие лишь подходящего случая, который и предста­ вился им в январе 1905 года1.

Зимой 1904-1905 гг. Союз освобождения и другие либераль­ ные группы стали приглашать женщин на свои политические банкеты, хотя бы в качестве украшения. Месяц спустя после Кровавого воскресенья большая группа женщин (468 представи­ тельниц «Московского общества») опубликовали в «Русских ве­ домостях» статью, в которой выразили сожаление по поводу на­ силия в Петербурге и кровопролития на Дальнем Востоке. В конце того же месяца около 30 либералок провозгласили созда­ ние в Москве национальной женской политической организа­ ции - Всероссийского союза равноправия женщин, чьей основ­ ной целью была «свобода и равенство всех перед законом, вне зависимости от пола». Их первым действием была подача в го­ родскую думу и местное земство петиции с требованием наделе­ ния женщин правом голоса при выборах в эти органы власти. Следующим их шагом было создание филиалов своей организа­ ции по всей России, а уже через месяц в Петербурге, ставшим их центром, возникла мощная организация. Руководительницы Союза жили в обеих столицах и в большинстве своем были жур­ налистками: Зинаида Мирович-Иванова и Анна Кальманович - из Москвы, Любовь Гуревич и Мария Чехова - из Петербурга. Их ряды усилились за счет присоединения двух женщин - чле­ нов либеральных политических кружков, впоследствии транс­


Прочитайте также: