Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 169 страница

1 Шабанова А. Воспоминания о женском международном конгрессе в Берли­ не / / Новое слово. 1896. Ноябрь. II. С. 82-93; Женское дело. 1913. Янв. 1. С. 28; 1913. Май. 15. С. 22; ЦГИАЛ. Ф. 1075. Оп. 2. Д. 2, 24, 1,3. О Датском националь­ ном женском союзе см.: Raunkjaers Konversations Leksikon: In 13 vols. Copenha­ gen, 1948-1957. Vol. VII. P. 383.


275

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 169 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

до духовенства. В ответ правительство и церковь создали сеть чай­ ных и лекториев, названных попечителями общественной трезво­ сти. Феминистки последовали этому примеру, создав собственные общества трезвости. Чебышева-Дмитриева, коллега Шабановой по Взаимноблаготворительному обществу, учредила Общество борьбы с алкоголем, провозгласив, что именно алкоголь является главным препятствием на пути к женскому освобождению и сча­ стью. Проживавшая в Петербурге госпожа Бодуэн де Куртене, полька по происхождению, основала кружок трезвости в рамках этико-социального движения. Ее общество, состоявшее из 170 мужчин и женщин, содержало чайную, однако, когда солдаты бук­ вально захватили помещение и стали оскорблять трезвенников, правительство закрыло ее. В 1913 г. половина государственного бюджета пополнялась за счет доходов от торговли водкой, и по­ этому проблема временно была решена лишь в военном 1914 г., когда был издан царский указ, запрещавший ее продажу1.

Проблемы женского здоровья и реформы женской одежды привлекали к себе меньшее внимание русских женщин, чем это происходило на Западе. Время от времени возникали клубы фи­ зической культуры, например Общество охранения здоровья женщины. Попытки реформирования женской одежды, напри­ мер нападки на корсеты, также не вызвали энтузиазма; это каса­ лось и езды на велосипеде. И без этого среди женской интелли­ генции на протяжение десятилетий в моде была нигилистская строгость в одежде2. Большее значение имело то, что каждый год появлялись новые профессиональные общества борьбы за жен­ ские права и по их защите. На новой волне открытия женских об­ ществ появились стипендиальные комитеты, самый старый из которых в 1903 г. праздновал двадцатипятилетие. Таким обра­ зом, возникнув в каждом крупном городе и во множестве малых городов, женские комитеты, специальные группы и благотвори­ тельные учреждения стали хорошей школой сотрудничества, ор­ ганизационной и финансовой деятельности. Ни один централь­ ный орган и ни один журнал не координировал их деятельность.

Theodore Von Laue. Sergei Witte and the Industrialisation of Russia. N.Y., 1963.P. 102-103; В.Б-ТП. Алкоголизм и борьба с ним / / Мир Божий. 1897. Июнь. С. 49-78; Чебышева-Дмитриева ЕЛ. Роль женщин в борьбе с алкоголизмом. СПб., 1901; Куртене Б. де. Из области современного этико-социального движения / /

Союз женщин. 1908. Май-июнь. С. 20-25.

Устав Общества Охранения Здоровья Женщины'в г. Санкт-Петербурге. СПб., 1898; Женское дело. 1899. Авг. С. 208-255; Женский вестник. 1905. Янв. С. 15-17; Кечеджи-Шаповалов М.В. Женское движение в России и за границей. СПб., 1902. С. 190-203.

276

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 169 страница - №1 - открытая онлайн библиотека Единственным печатным изданием, который читали все фемини­ стки, был «Первый женский календарь» (1899-1915?), содержав­ ший большое количество разнообразной и полезной информа­ ции. Его редактором была Прасковья Ариан - энергичный организатор курсов женщин-инженеров1.


Прочитайте также: