Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 166 страница

последним значительным действием Философовой стало предсе­ дательство на Первом Всероссийском женском съезде в 1908 г. По­ сле кончины в 1912 г. она стала объектом массового почитания.

своей статье «Идея о сверхчеловеке» Владимир Соловьев разделил современную российскую мысль на три основных тече­ ния: экономический материализм, демонический «суперманизм»

пассивный морализм: Маркс, Ницше и Толстой. Анна Филосо-фова, как и большинство ее соратниц, будучи «женщиной 1860-х годов» не имела представления ни о Марксе, ни о Ницше. На сим­ волизм, декаданс и санинизм (а в действительности на все новые этические и эстетические ценности, развиваемые ее сыном Дмит­ рием Философовым и племянником Сергеем Дягилевым) она взирала с растерянностью. Ей были ближе простые и ясные нрав­ ственные идеалы 1860-х гг.; и толстовство со всеми его противоре­ чиями и неясностями, казалось, было для нее единственной ин­

1 Pobedonostsev K.P. Reflections of a Russian Statesman (1896) / Tr. R.Long. Ann Arbor, Mich., 1965. P. 107. Описание более мелких благотворительных учрежде­ ний и их руководителей см.: Полянский А. Русская женщина: Первый женский календарь. СПб., 1899-1916. VIII, 1906. С. 291-331; Первый женский календарь XIII, 1911. С. 104-118; Женский альманах. С. 144-147.

2 Женское дело. 1899. Дек. С. 35-37; 1912. Апр. 1-15. С. 1-2.

271

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 166 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

теллектуальной системой, вмещавшей в себя эти идеалы. В марксизме она не видела никакого смысла, а на все политические партии смотрела как на «стадо быков», практически не видя меж­ ду ними какой-либо разницы. И хотя, отдавая дань современно­ сти, Философова присоединилась к партии кадетов, ответствен­ ность за всю политическую деятельность она возложила на свою ближайшую помощницу Анну Шабанову, продолжая сама зани­ маться объединением русских женщин. В последние годы жизни она вразрез со временем нашла утешение в теософии1.

Главной соратницей Философовой во Взаимноблаготвори­ тельном обществе и множестве других дел была Анна Николаев­ на Шабанова (1848-1932), в чем-то повторившая путь Фигнер, Перовской и Засулич. Она была хорошо образованной дворян­ кой, на которую, как на члена швейной мастерской, уже было за­ ведено в полиции дело за ее политическую деятельность. Однако

отличие от этих женщин, Шабанова пришла к благотворитель­ ности и феминизму через радикализм и медицину. Шесть меся­ цев тюремного заключения навсегда излечили ее от радикализма, и после этого она отправилась в Гельсингфорс (Хельсинки) изу­ чать медицину, а затем поступила на Женские медицинские кур­ сы. Ее образование и профессиональная деятельность детского врача привели ее к знакомству с княгиней Ольденбургской и фе­ министскими кругами. В 1895 г. она участвовала в создании Взаимоблаготворительного общества и стала фактически его первой руководительницей, хотя всегда тактично делила почести


Прочитайте также: