Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 161 страница

Русская беседа. 1908. Май. С. 104-130; Русская беседа. 1908. Июнь. С. 146-175; Матушевский А.И. Половой рынок и половые отношения. СПб., 1908. С. 35- 38,119-129. Отчеты лиг «Свободной любви» можно найти: Богдан-Соколовский AM. Под маской. Киев, 1911. Примерно в это же время появилась и откровенная пор­ нография и непристойное бульварное чтиво (Новополин Г.С. Порнографический элемент в русской литературе (1907-1908). СПб., 1909. С. 226). О самоубийстве см.: Крупская Н.К. Самоубийство среди учащихся и свободная трудовая школа / / Вопросы народного образования. М., 1918. С. 171-181; Женский вестник. 1910. Ноябрь. С. 219-222; Бегство от жизни/ / Женская мысль. 1910. Янв. 1. С. 10-15.


263

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 161 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

то поэтому я должен от вишни отказаться? Наоборот - чем больше у меня вишен, тем с большей тоской я буду желать перси­ ка», - писал В.Винниченко в «Честности с собой» (1912). «Яма» (часть II, 1914): «Желание заняться любовью такое же, как и жела­ ние есть, пить и дышать... Физиологическое удовольствие, воз­ можно более сильное, возможно, более интенсивное, чем другие - но это все». Леда, героиня одноименной повести Каменского, гово­ рит о том, что женщина должна иметь то же право, что и мужчины, добиваться и завоевывать представителей противоположного пола.

романе Вербицкой «Ключи счастья» (1910) героиня любит двух мужчин и сожительствует с обоими. А героиня Винниченко дове­ ла свое стремление к самоутверждению до того, что на своих ви­ зитках писала: «Проститутка Ольга Матвеевна Щербина». Однако

литературе, как и в реальной жизни, именно мужчины превозно­ сили свободный, физиологический секс, не обремененный нежно­ стью и обязательствами; и именно мужчины получали больше преимуществ на рынке удовольствий. Все это делает более понят­ ным отношение между сексуальной свободой и женскими права­ ми. Однако смысл этого отношения станет в полной мере понятен лишь после того, как революция провозгласит оба этих тезиса1.

Наиболее острая реакция на «сексуальный вопрос» наблюда­ лась со стороны феминисток и социалисток. Однако разброс мнений между ними был слишком широк, чтобы их комментиро­ вать. Консерваторы просто утверждали, что единственным путем

удовлетворению физиологических потребностей и спасению является традиционная семья. «В эти времена скептицизма и ут­ раты иллюзий, - говорилось в руководстве к семейной жизни 1888 г., - позвольте этой книгой научить вас, что в мире все еще существует счастье, и что семейная жизнь - самая естественная жизнь для человека и обильный источник радости». Священники продолжали произносить проповеди о женщинах и семье «с хри­ стианской точки зрения»; другие действующие лица социального процесса обратились к пагубным последствиям необузданной страсти. В одном семейном руководстве врач увещевал своих чи­ тателей, что «не следует поддаваться неумеренным желаниям удовольствий; нельзя позволить сексуальным отношениям по­ пасть под власть разрушительных сил чувственности и превра­ тить их в привычку». В 1907 г. была опубликована работа, в кото­ рой женщина-автор нападала на мужское либидо, утверждая, что мужская сексуальность ответственна за все сексуальные откло­


Прочитайте также: