Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 160 страница

«Санинизм» не ограничивался лишь сферой литературной по­ лемики. Он превратился в стиль поведения молодых людей на закате монархии и под другой личиной вновь возник у пессими­ стично настроенной части советской молодежи 1920-х гг. В обо­ их случаях причина была в сильном Weltschmerz, возникшем на

Дабы понять популярность романа в то время, он должен быть прочитан во всей его полноте.

Чуковский К. Геометрический роман / / Речь. 1907. Май. 27. С. 2; Вергежский А. [Тыркова А.] Красный петух / / Речь. 1907. Май. 13. С. 2. Мнения марксистских критиков см.: Городецкий Б.П. История русской критики: В 2 т. М., 1958. Т. 2.

575-576, 595, 686. Советские историки окрестили «Санина» «наступлением реакции в сфере морали» (Шишкин В.Н. Так складывалась революционная мо­ раль: Исторический очерк. М., 1967. С. 326-327); Архимандрит Михаил. Про­ блема Санина / / Законный брак. СПб., 1908. С. 1-11; Русское богатство. 1907. Сент. 9. С. 95-126; 1908. Июнь. С. 159-168.

3 Weltschmerz (нем.) - мировая скорбь. - Прим. пер.


262

волне интенсивной политической и социальной активности. В период реакции, наступивший после 1905 г., молодые люди на­ шли выход своей энергии в сексуальных приключениях и плот­ ской неумеренности, прикрывая свое поведение вульгарным са-нинистским понятием удовольствия ради удовольствия. В российских городах появились санинистские сексуальные клубы, носившие такие названия как «Сгоревшие свечи», «Пиво и воля», «Лига свободной любви» и «Минута». Работа «Половой рынок и половые отношения» (1908) повествует о посредниче­ ских конторах и притонах для свиданий, в которых люди могли найти себе случайного сексуального партнера, о садистах, кото­ рые бродили по Невскому в поисках молодых девочек для того, чтобы их высечь, и о развлечении для богатых - квартире-храме Эроса, в которой устраивались оргии с участием мужчин, жен­ щин и детей. Среди молодежи необузданная жажда удовольствий дополнилась депрессивной волной саморазрушения. Как заметил один киевский критик, самоубийство и сенсуализм были форма­ ми «бегства от жизни», отчаянной реакцией на очевидно неразре­ шимые проблемы, с которыми столкнулось русское общество по­ сле неудавшейся революции. Роман «Санин» был в той же мере причиной санинизма, в какой «Что делать?» - причиной ниги­ лизма; он просто-напросто отразил дух социального и психоло­ гического отчаяния, которое охватило молодежь и привело ее либо к сексуальному самозабвению, либо к самопожертвованию1.


Прочитайте также: