Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 124 страница

О деятельности Московской организации см.: Лавров ПЛ. Народники-пропа­ гандисты, 1873-1878 годов. С. 257; Фигнер В.Н. Запечатленный труд: Воспоми­ нания. Т. 1. С. 131; Джабадари И.С. Процесс 50-ти (Всероссийская Социаль­ но-революционная Организация) 1874 - 1877 гг. С. 169-173. О Каминской см.: Дейч Л. Роль евреев в русском революционном движении. С. 90-93.

Фигнер В.Н. Запечатленный труд: Воспоминания. Т. 1. С. 132.

203

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 124 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

женщин, которые с чувством собственного достоинства произ­ носили страстные речи и получили незаслуженно суровые приговоры. Первым был «Процесс 50» над членами Всероссий­ ской социал-революционной организации. Среди подсудимых было 16 женщин, в основном из кружка «Фричи», которые по­ лучили разные сроки каторжных работ или ссылки. Несмотря на предъявление обвинения в попытке свержения правительст­ ва и подстрекательстве к мятежу, они произвели благоприятное впечатление на общественность. Двадцатитрехлетняя «тетуш­ ка», Софья Бардина, произнесла хорошо отрепетированную речь, которая стала классикой революционной литературы. О ярком впечатлении, произведенном этой речью, свидетельст­ вуют Степняк, Фигнер и другие. Одна юная ученица школы увлеклась революцией после того, как увидела знатных дам, которые пришли «на фабрики, чтобы осветить темное царст­ во». Сербские издатели тургеневской «Нови» (1877), прирав­ няв героиню произведения к Бардиной, в приложении к рома­ ну поместили копию ее речи1.

Обращение Бардиной является важным не только потому что дает представление о революционерах и оправдывает их поведе­ ние с точки зрения морали. Оно представляет собой один из ред­ ких примеров женского «народничества», открыто провозгла­ шающего свои взгляды на женский вопрос, и ясно показывает на­ сколько глубоко упрощенное экономическое понимание социальных проблем проникло в ряды движения. На обвинения прокурора в том, что она пыталась разрушить семью (равно как собственность и религию). Бардина ответила следующее: «Отно­ сительно семьи я также не знаю: подрывает ли ее тот обществен­ ный строй, который заставляет женщину бросать свою семью и идти для скудного заработка на фабрику, где неминуемо развра­ щается и она, и ее дети; тот строй, который вынуждает женщину, вследствие нищеты, бросаться в проституцию и который даже санкционирует эту проституцию, как явление законное и необхо­ димое во всяком благоустроенном государстве; или подрываем семью мы, кто стремится искоренить эту нищету, служащую главнейшей причиной всех общественных бедствий, в том числе и разрушения семьи?» После того как она предрекла своим судь­

Фигнер В.Н. Запечатленный труд: Воспоминания. Т. 1. С. 146; Halle F. Woman in Soviet Russia. N. Y., 1933. P. 54-55. В Международном Институте Социальной истории в Амстердаме хранятся, по крайней мере, три копии речи Бардиной (две на русском языке, одна - на французском), опубликованные в Женеве в период с 1893 по 1903 г. Информацию о сербском издании «Нови» см.: Амфитеатров А. Женщина в общественных движениях России. Женева, 1905. С. 37.


Прочитайте также: