Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 121 страница

3. Общее дело

Начавшись весной 1874 г., великое «хождение в народ» яви­ лось первым широкомасштабным проявлением того, что было названо «народничеством» - страстным желанием жить среди крестьян, чтобы разделить их страдания и тяжелый труд, а также внушить им те идеи, которые проросли в душах целого поколе­ ния интеллигенции. Лавров, один из его создателей, выразил дух этого движения в нескольких словах: «Люди стремились не толь­ ко к достижению определенных практических целей, но вместе с тем к удовлетворению глубокой потребности личного нравствен­ ного очищения». Его слова особенно подходили для характери­ стики радикалок. «Хождение в народ» было для них средством, воплотить свои возвышенные мечты и подавить давнишние со-; мнения относительно своей человеческой полноценности. К тому же это давало практическую возможность увидеть своими глазами объект своего сочувствия и благоговения, без чего слу-. жение революции было бы фальшивым. Как и товарищи-мужчи-: ны, они разделяли настроения того студента, который жаждал

отбросить книги, чтобы вкусить жизнь.                                        г-'-У

Друзья, дадим друг другу руки

смело бросимся вперед. Пора нам бросить все науки

дружно двинуться в народ2.

Фигнер В.Н. Студенческие годы (1872-1873). С. 181.

Итенберг Б.С. Движение революционного народничества: Народнические кружки и «хождение в народ» в 70-х гг. XIX в. С. 308; Лавров ПЛ. Народни­ ки-пропагандисты, 1873-1878 годов. С. 195. Понятие «народничество» употреб­ ляется здесь в общепринятом среди историков смысле для обозначения всех ре­ волюционных социалистов России в 1870-х гг., хотя они сами и их враги исполь­ зовали такие понятия как социалисты, социал-революционеры, нигилисты, тер­ рористы, бунтовщики, анархисты, пропагандисты, якобинцы и даже социал-де­ мократы. Князь Одоевский в 1862 г. использовал понятие «народник» в качестве синонима для «герцениста», ультралиберала и нигилиста. См.: Дневник B.Ф.Одоевского, 1858-1869 / / Литературное наследство. 1935. XXII-XXIV. C. 148. Также см.: Pipes R. Narodnichestvo: A Semantic Inquiry / / Slavic Review. 1964. Sept. XXIII/3. P. 441-468.

199

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 121 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

«Хождение в народ» не было спонтанной акцией. Оно долго Готовилось идеологически и было предварено рядом небольших пропагандистских акций среди крестьян и рабочих в 1860 - нача­ ле 1870-х гг. Общее развитие событий в движении 1874 г. было разработано предыдущей зимой и весной в более чем двадцати кружках, находившихся в крупнейших городах. Кружки были де­ мократическими и независимыми друг от друга, у них не было центрального руководства, хотя между некоторыми из них и су­ ществовала связь. Общей целью летней кампании было проведе­ ние разведки в сельской местности с тем, чтобы вновь собраться ^вместе осенью, обменяться опытом и планами будущих дейст­ вий1. Женщины, составлявшие, по-видимому, менее пятой части от общего числа кружковцев, были активно вовлечены в эту дея­ тельность. Осознавая, что женщины-пропагандистки могут столкнуться в деревнях со значительными трудностями, некото­ рые кружки обсудили вопрос целесообразности их участия. Большинство молодых пропагандистов, в том числе женщин, считали, что принцип равенства полов в революционной дея­ тельности (к тому времени уже установленный факт) не должен нарушаться и в этом случае. «Отправляйте тех женщин, - гово­ рили они, - которые могут идти в народ, как это делают мужчи­ ны, в крестьянской одежде; и позвольте им избежать, насколько возможно, всех неприятностей, которые ассоциируются с пред­ ставительницами прекрасного пола»2.


Прочитайте также: