Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 12 страница

Как и во всей Европе, в России начала XIX в. женщина знат­ ного происхождения выходила замуж за мужчину, принадлежа­ щего к ее кругу, при одобрении, если не по непосредственному выбору родителей. «Мы не выходим замуж, а нас отдают за­ муж», - говорила Ольга, героиня романа И.А.Гончарова «Обло­ мов» Впрочем, это высказывание не совсем соответствовало за­ конодательству. Хотя дочери не позволялось выходить замуж без согласия родителей, ее не могли принудить к замужеству против

воли. Но в реальной жизни далеко не все женщины пользова­ лись этим правом или даже знали о нем. Брачная церемония яв­ лялась таинством православной церкви, которое связывало муж­ чину и женщину узами брака перед лицом Бога, семьи и друзей. Выйдя замуж, женщина должна была заботиться о муже, вести домашние дела, и что наиболее важно, растить детей. «Обязанно­ стью граждан является воспитание детей», - писая в начале века

Dora d'Istria [Елена Кольцова-Масальская] Les Femmes en Orient: In 2 vols.Zurich, 1859-1860. Vol. II (La Russie). P. 94-95,107-109; Kropotkin P. Memoirs of a Revolutionist. N. Y., 1962. P. 113.

2 Для сравнения можно привести, например, атмосферу, царившую в школе для девочек, описанную в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»: «Если сведения Бесси о школьной дисциплине... несколько отпугивали меня, то ее рассказы о различных познаниях, приобретенных там теми же молодыми особами, казались мне, с другой стороны, весьма заманчивыми. Она восхищалась тем, как хорошо они рисовали всякие красивые пейзажи и цветы, как пели и играли на фортепья­ но, какие прелестные кошельки они вязали и как бойко читали французские книжки» (Бронте Ш. Джейн Эйр. М., 1992, С. 22).

27

Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 12 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

Н.Карамзин. Причем «воспитание достойных сынов своей От­ чизны» почиталось долгом обоих родителей и в особенности ма­ тери. Этот взгляд нашел свое отражение в наставлении новобрач­ ным 1827 г., в котором подчеркивалась роль женщины-матери и

обязанность воспитывать здоровых, верующих и преданных долгу патриотов'.

«Жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семей­ ства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома» - это положение российского законодатель­ ства 1836 г., звучащее как основополагающий закон абсолют­ ной монархии, заложило юридическую основу для подчинения женщин своим мужьям. До тех пор пока супруги живут под од­ ной крышей, жена обязана подчиняться желаниям своего мужа, выполнять свой супружеский долг, а также следовать за ним всюду, куда бы он ни поехал. Единственное исключение делалось в том случае, если муж признавался преступником, лишенным гражданских прав, и ссылался в Сибирь; только то­ гда жена имела право отказаться следовать за ним2. Замужняя женщина не была полноценным гражданином - без разреше­ ния мужа она не могла работать, учиться, заниматься торгов­ лей или путешествовать. Нет необходимости говорить о том, что «благородный» муж имел свой собственный паспорт и по­ этому не испытывал подобных затруднений. До замужества жизнь девушки точно также контролировалась родителями, особенно отцом3. Во многих случаях положение жены или до­


Прочитайте также: