Это была первая битва, в которой участвовали смертные люди. 3 страница

Кир оставил своим преемникам империю, объединившую в своих границах все прежние империи и царства, кроме одного. Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия в Месопотамии, Элам и Мидия на востоке, земли на севере; владения хеттов и греков в Малой Азии, Финикия, Ханаан и Фили‑стия – все они теперь подчинялись одному суверенному царю и одному верховному божеству, Ахура‑Мазде, Богу Истины и Света. На древних персидских рисунках (рис. 5а) он предстаёт бородатым богом, пересекающим небеса в Крылатом Диске – точно так же ассирийцы изображали своего главного бога Ашура (рис. 56).

После смерти Кира в 529 году до нашей эры единственным независимым государством со своими богами оставался Египет. Четыре года спустя сын и наследник Кира Камбис повёл войска вдоль Средиземноморского побережья Синайского полуострова и разбил египтян при Пелусии. Че‑рез несколько месяцев он захватил Мемфис, столицу египетских царей, и провозгласил себя фараоном.

Несмотря на военные победы, Камбис при описании египетского похода избегал традиционного начала: «великий бог, Ахура‑Мазда, избрал меня». Он сознавал, что Египет не входил во владения этого бога. Выказывая почтение независимым богам Египта, Камбис падал ниц перед их статуями, признавая их власть. В свою очередь египетские жре‑цы узаконили его право на египетский трон, даровав ему титул «сына Ра».

Теперь весь Древний мир был объединён под властью одного царя, избранного «великим богом истины и света» и признанного богами Египта. Ни у людей, ни у богов больше не осталось причин для войны. Мир на земле!

Это была первая битва, в которой участвовали смертные люди. 3 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

Рис. 5

Но мир оказался недолговечным. На другом берегу Средиземного моря увеличивалось могущество, богатство и честолюбие греческих государств.

В Малой Азии, на островах Эгейского моря и восточного Средиземноморья разгорались конфликты как локального, так и международного масштаба. В 490 году до нашей эры Дарий I предпринял попытку захвата Греции и потерпел поражение при Марафоне; девять лет спустя армия Ксеркса I была разбита при Саламине. Через полтора века развернул свою завоевательную кампанию Александр Македонский, заливший людской кровью все древние земли до самой Индии.

Исполнял ли он «надёжный приказ» богов? Как раз наоборот. Уверовав в легенду о том, что отцом его был египетский бог, Александр сначала проложил путь в Египет, к оракулу, подтвердившему его божественное происхождение. Но оракул также предсказал ему смерть в молодом возрасте, и во всех своих дальнейших странствиях и завоеваниях Александр искал Источник Жизни, напившись из которого, он мог бы избежать уготованной ему судьбы.

Несмотря на все усилия, он умер молодым, в расцвете сил. И с тех пор Войны Людей велись только между людьми.

Это была первая битва, в которой участвовали смертные люди. 3 страница - №2 - открытая онлайн библиотека

ГЛАВА ВТОРАЯ

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГОРА И СЕТА

Как нам воспринимать пророчество ессеев, в котором описывается Последняя Битва, где плечом к плечу встанут «божественный сонм и общество мужей» и воинственные кличи «божественных (ангелов) и людей» смешаются на поле брани? Как мрачную иллюстрацию к истории войн?

Вовсе нет. В свитке, получившем название «Война сынов Света против сынов Тьмы», просто говорится о том, что Войны Людей закончатся точно так же, как начались: боги и люди будут сражаться бок о бок.

Как ни трудно в это поверить, но существует документ, описывающий первую войну, в которую боги вовлекли простых смертных. Это надпись на стенах большого храма в Эд‑фу, священного города Древнего Египта, где поклонялись богу Гору. Согласно египетским мифам именно там Гор основал первую кузницу «божественного железа», и именно там в специальном помещении хранился величественный Крылатый Диск, способный летать в небесах. «Когда двери кузницы открываются, – сообщает египетский текст, – Диск поднимается в небо»:

Это была первая битва, в которой участвовали смертные люди. 3 страница - №3 - открытая онлайн библиотека

Текст надписи (рис. 6), поражающей своей географической точностью, начинается с указания конкретной даты – Даты, имеющей отношение к событиям в жизни богов, а не людей. Речь идёт о той эпохе, когда Египтом правили сами боги – задолго до появления фараонов:

Это была первая битва, в которой участвовали смертные люди. 3 страница - №4 - открытая онлайн библиотека

Рис. 6

В году 363 Царь Ра, Святой, Сокол Горизонта, Бессмертный, Живущий Вечно, был в земле Хенна. С ним был] его воины, ибо враги замыслили дурное против господи на своего в земле, что с того дня стала зваться Уа‑Уа.

Ра отправился туда в своей ладье, и товарищи его ним. Он опустился на землю возле Тронного Места Гора на западе края того, к востоку от Дома Хенна, что с тог времени стал называться Царским Хенном.

Гор, Крылатый Измеритель, сошёл в ладью Ра. Он ска зал своему предку: «О Сокол Горизонта, я видел врагов замышляющих против тебя, чтобы присвоить себе Свер кающую Корону».

Всего лишь несколькими словами древний текст объясняет подоплёку событий и описывает остановку, на фоне которой вот‑вот должна была разразиться эта необычная война. Совершенно очевидно, что причиной столкновения послужил «заговор» врагов Ра и Гора, которые стремились завладеть Сверкающей Короной, символом царской власти. Такое мог замыслить только бог – или боги. Чтобы предотвратить мятеж, Ра – «с ним были его воины» – отправился на своей ладье в земли, где основал свой дом Гор.

«Ладья» Ра, известная по многим древнеегипетским текстам, это не что иное, как Небесная Ладья, в которой Ра мог бороздить просторы небес. В данном случае Ра использовал это средство передвижения, чтобы приземлиться вдали от каких‑либо вод, на западе земли Уа‑Уа. Это место находилось восточнее «Тронного Места» Гора. Гор вышел навстречу отцу и сообщил, что враг собирает силы. Тогда:

Величество Ра‑Хорахте сказало: «Как ты пожелаешь, о Гор Бехдетский, ты, сын Ра, прославленный, рождённый мной! Опрокинь моего врага пред тобою немедленно!»

Получив приказ отца, Гор поднялся в небо на своём Крылатом Диске, чтобы следить за врагом с воздуха.

Вот Гор, Крылатый измеритель, полетел к горизонту в Крылатом Диске Ра; и поэтому с того дня стал он зваться «Великим Богом, Владыкой Небес».

Заметив с высоты вражеские силы, Гор напустил на них «бурю», невидимую и неслышимую, но убивавшую мгновенно.

И взлетел Гор Бехдетский к небу в образе великого Кры латого Солнца… Когда он увидел врагов, он приблизился к ним в образе великого Крылатого Солнца, он забуше вал против них, и они не смогли ни смотреть своими гла зами, ни слышать своими ушами, но один убивал другого мгновенно, и ни одна голова не осталась живой.

Одержав победу, Гор в своём Крылатом Диске вернулся в ладью Ра, сияя всеми цветами радуги, и услышал, как его прославляет Тот, бог магии и волшебства.

Тогда Гор Бехдетский вернулся к ладье

Ра‑Хорахте в об разе многоцветного Сокола, великого

Крылатого Солнца. И Тот сказал Ра, владыке богов:

«Бог Бехдета вернулся в образе Сокола, великого

Крылатого Солнца, уничтожающего мятежников и врагов!..»

Поэтому стал он с того дня зваться «Крылатый Измеритель».

И с того дня по имени Гора, Крылатого Измерителя,

стал называться го род Хута – «Бехутет».

Эта первая битва Гора с «врагами» состоялась в Верхнем Египте. Генрих Бругш, впервые опубликовавший текст этой надписи в 1870 году («Die Sagevondergeflugten Sonnen‑scheibe» – «Сказание о Горе Бехдетском, Крылатом Солнце»), предположил, что «Земля Хенна» – это Нубия и что Гор разбил врагов в районе Сиены (современный Асуан). В более поздних работах, таких как книга Уолтера Б. Эмери «Египет в Нубии», также высказывается гипотеза, что Та‑Хенн – это Нубия, а Уа‑Уа – это название её северной части, района между первым и вторым порогами Нила. (Южную часть Нубии древние египтяне называли Куш.) Эти предположения кажутся убедительными, поскольку город Бехутет, отданный Гору в награду за первую победу, был тем самым Эдфу, с тех пор считавшимся священным городом Гора.

Согласно легенде, именно в городе Эдфу Гор основал первую божественную кузнецу, где из «божественного железа» изготавливалось уникальное оружие. И там же Гор обучал армию месниу – «Железных Людей». На стенах храма Эдфу они изображены с обритыми головами, в коротких туниках, с широким обручем на шее и с оружием в руках. Пиктограмма, обозначавшая неизвестное оружие, похожее на гарпун

Это была первая битва, в которой участвовали смертные люди. 3 страница - №5 - открытая онлайн библиотека

, входила в состав иероглифов для написания слов «божественное железо» и «Железные Люди».

Древнеегипетские мифы утверждают, что месниу были первыми людьми, которым боги вручили оружие, изготовленное из металла. Кроме того, – как мы вскоре узнаем из дальнейшего повествования, – это были первые люди, вовлечённые в сражение между богами.

Теперь, когда земля между Асуаном и Эдфу надёжно охранялась и появилась хорошо вооружённая и обученная армия из людей, боги были готовы двинуться на север, в самое сердце Египта. По всей видимости, первые победы укрепили военный союз богов – как явствует из текста, к ним присоединилась и азиатская богиня Иштар (в египетских текстах приводится её ханаанское имя Астарта). Бороздя небеса, Гор призывает Ра осмотреть всю землю внизу:

И Гор сказал: «Поспеши, о Ра!

Отыщи врагов, что внизу, на земле!»

И его величество отправился, и с ним была Астарта.

И искали они врагов на земле, но каждый из них был скрыт от глаз их.

Не видя врагов на земле, Ра предложил следующее: «Спустим наше судно на воду, ибо враги наши на земле». И с того дня воды стали зваться «Изборождёнными Водами». Ра мог воспользоваться судоходными качествами своей ладьи, но Гору тоже требовалось средство передвижения по воде. Ему дали ладью, «и ладья Гора Бехдетского поныне называется «Великой защитой».

Это была первая битва, в которой участвовали смертные люди.

Тогда враги спустились в воду и обратились в крокоди лов и гиппопотамов.

И Гор Бехдетский плыл в своей ла дье. Тогда крокодилы и гиппопотамы вышли и открыли свои пасти, чтобы наброситься на ладью Ра‑Хорахте… А Гор Бехдетский пришёл со своими спутниками, которые следовали за ним как гарпунщики, с гарпунами и верёвками в руках.

Они поразили крокодилов и гиппопотамов и захвати ли сразу 651 врага.

И Ра, Сокол горизонта, обратился к Гору, Крылатому Измерителю: «Пусть славится это место, где в южных землях одержал ты победу».

Уничтожив своих врагов в небе, на земле и в воде, Гор, казалось, одержал полную и окончательную победу. Тот произносит хвалебную речь, славя триумфатора.

И Тот после того, как он увидел, что враги повержены на землю, воскликнул: «Радуйтесь, о вы, боги неба! Радуй тесь, о вы, боги земли! Божественный юноша вернулся в мире. Он совершил чудеса!..»

И именно тогда Крылатый Диск стал эмблемой Гора‑побе дителя.

Тогда Гор Бехдетский принял образ Крылатого Солнца и встал на носу ладьи Ра, взял с собой Нехбет и Уаджит как двух уреев…

Гор Бехдетский следовал за ними в этой ладье Ра с гар пуном и верёвкой в руках…

Бог Тот возвестил, что Гор «вернулся в мире», но до мира на этой земле было ещё далеко. Двинувшись глубже на север, боги увидели войско «к юго‑востоку от Фив на расстоянии двух итеру. Тогда Ра сказал Тоту: „Эти враги – да уничтожит он их! Тогда Гор Бехдетский причинил им великое избиение“.

При поддержке армии вооружённых и обученных им людей Гор снова одержал победу, и Тот продолжал давать названия местам, где выигрывались сражения.

Пока Гор в первой воздушной битве над Сиеной (Асуаном) поражал врагов, преградивших путь из Нубии в Египет, его армия одержала победы на земле и на воде, захватив излучину Нила от Фив до Дендер. Именно там в будущем появятся великие храмы и столицы. Теперь дорога в сердце Египта была свободна.

Несколько дней боги шли на север – Гор обозревал окрестности сверху, из Крылатого Диска, Ра со своими спутниками плыл по Нилу, а Железные Люди охраняли фланги, продвигаясь по обоим берегам реки. Время от времени возникали короткие, но яростные стычки с врагами. Названия мест, прочно закрепившиеся в древнеегипетской географии, указывают, что боги достигли области озёр, которые в древности цепочкой тянулись от Красного до Средиземного моря (некоторые из них сохранились до сих пор).

И вот враги побежали пред ним, обратив свои лица к Нижнему Египту, от Озера до берега моря, ибо их сердца обмирали (от страха пред ним).

Гор Бехдетский следовал за ними в ладье Ра, с Божест– венным Железом в руке его и его спутников.

Однако попытка окружить врагов и взять их в плен не удалась: «Он провёл четыре дня и четыре ночи, плывя за ними, и они не видели ни одного из этих врагов». Тогда Ра посоветовал Гору вновь подняться в небо на Крылатом Диске, и на этот раз Гор увидел бегущих врагов. «И он метнул в них своё копьё и опрокинул их. Он произвёл великое избиение среди них и привёл 142 врага к ладье Ра…», где они были немедленно казнены.

Далее повествование продолжает изображение на другой панели храма в Эдфу – это новая глава в истории Войны Богов. Враги, которым удалось бежать, двинулись дальше на север. Они…

…поплыли пред ним, обратив свои лица к Озеру, чтобы достигнуть моря, направляясь к северу, ибо (страх посе лился) в их сердцах. И они бежали и обратились вспять из воды, и направились к водам западного Мерет. Они достигли вод нома Мерет и той банды Сета, которая (находилась) в этом городе.

Эти строки несут не только географическую информацию; здесь впервые называются анонимные «враги» Гора. Конфликт переместился в район цепочки озёр, которых в древности было гораздо больше и которые отделяли Египет от Синайского полуострова. К востоку от этой водной преграды лежали владения Сета, давнего врага Гора и убийцы его отца Осириса. Именно Сет, как теперь выясняется, был тем врагом, против которого сражалось войско Гора, наступавшее с юга. И теперь Гор достиг Гранины, отделяющей Египет от Земли Сета.

Затем в войне наступило затишье, во время которого Гор подтянул в район боевых действий свою армию Железных Людей; сюда же прибыл Ра в своей Небесной Ладье. Враги тоже перегруппировались, снова переправились через озеро, и началось решающее сражение. На этот раз был пленён и казнён 381 враг (в тексте не приводятся цифры потерь войска Гора), и в пылу погони Гор пересёк озеро, вторгшись на территорию Сета.

По свидетельству надписей в храме Эдфу именно после этого Сет пришёл в такую ярость, что сам стал биться с Го‑ром – поединки между богами проходили на земле и в воздухе. Сохранилось несколько версий описания этих единоборств. В настоящий момент наибольший интерес для нас представляет один аспект, на который обращает внимание Уоллис Бадж в своей книге «The Gods of the Egyptians»: в войне богов, в которой впервые принимали участие люди, Гор сумел одержать победу только благодаря тому, что вооружил армию смертных Божественным Железом. «Совершенно очевидно, – пишет Бадж, – что своим успехом он обязан в основном превосходству оружия, которым был вооружён он сам и его воины, а также материала, из которого это оружие было изготовлено».

Именно так, по свидетельству египетских источников, человек впервые поднял меч на человека.

Когда сражение закончилось, Ра выразил удовлетворение действиями «этих Людей Железных Гора» и провозгласил, что с этого дня они «будут жить в святилищах», и им будут подносить дары «в награду, ибо убили они врагов Гора». Они поселились в Эдфу, столице Гора в Верхнем Египте, и в Фисе (Танис по‑гречески, или библейский Цоан), который стал его столицей в Нижнем Египте. Со временем они начали выполнять не только обязанности воинов и стали именоваться Шамсу‑Гор («Помощниками Гора»), взяв на себя роль смертных помощников и посланников бога.

Учёным удалось доказать, что надпись в храме Эдфу – это копия текста, известного египетским писцам из более древних источников; однако никто не может сказать, когда и кем был написан оригинальный текст. Специалисты, изучавшие надпись, пришли к выводу, что точные географические и другие данные свидетельствуют (словами Э. А. Уол‑лиса Баджа), «что мы имеем дело не только с мифологическими событиями; почти не подлежит сомнению, что в основе рассказа об успешном наступлении, приписываемом Гору‑Бехутету (Гору из Эдфу), лежат подвиги реальной личности, победоносного захватчика, обосновавшегося в Эдфу в глубокой древности».

Подобно всем историческим текстам Древнего Египта, надпись в храме Эдфу начинается с даты: «В году 363». Эти даты указывают на год правления фараона, в царствование которого произошли описываемые события: у каждого фараона был первый год, второй, третий и так далее. Однако в данном тексте речь идёт не о деяниях земного царя, а о войне между богами. Таким образом, надпись на стенах храма рассказывает о событиях, которые имели место «в году 363» правления богов, и переносит нас в незапамятные времена, когда Египтом правили боги, а не люди.

В том, что такие времена действительно были, египетские мифы не оставляют никаких сомнений. Греческий историк Геродот (живший в пятом веке до нашей эры) во время своего продолжительного путешествия по Египту собрал у местных жрецов многочисленные сведения о царских династиях и деяниях фараонов. «Мин, первый египетский царь, по словам жрецов, возвёл защитную плотину у Мемфиса», – писал он в своём труде. На осушенных землях фараон построил Мемфис. «И в городе царь воздвиг большое и весьма достопримечательное святилище Гефеста».

За Мином следовало 330 других царей, имена которых жрецы перечислили мне по своей книге. В течение стольких людских поколений среди этих царей были эфиопы и одна женщина‑египтянка. Все остальные были мужчины и египтяне.


Прочитайте также: