Это была первая битва, в которой участвовали смертные люди. 2 страница

Нарамсин приписывал успех своих военных кампаний тому обстоятельству, что он исполнял приказы своих богов, а поражение он потерпел из‑за того, что вступил в войну вопреки их воле. Учёные сопоставили фрагменты нескольких версий текста, озаглавленного «Легенда о Нарамсине». Она написана от первого лица, и в ней Нарамсин рассказывает, что его беды начались после того, как богиня Иштар «переменила замыслы» и боги дали своё благословение «семи царям, братьям, славным и благородным; а войско их было числом 360 тысяч». Выступив с территории современного Ирана, они захватили горный районы Гутии и Элама к востоку от Месопотамии, угрожая самому Аккаду. Нарамсин спросил богов, как ему поступить, и ему было велено сложить оружие и, вместо того чтобы идти в бой, отправиться спать со своей женой (но по какой‑то серьёзной причине царь не стал предаваться любовным утехам).

И боги сказали ему:

«О Нарам‑Син, вот тебе наше слово:

Войско это против тебя… Свяжи своё оружие и положи его в угол!

Уйми своё упрямство, останься дома!

Вместе с женою своей спать ложись,

Но с нею ты не должен…

Из земли своей на врага не ходи».

Но Нарамсин, заявив, что он может полагаться на своё собственное оружие, решил пренебречь советом богов и атаковать врага. «В первый год я выслал войско числом 120 тысяч, но никто не вернулся живым», – признается Нарамсин. Во второй и третий годы потери Аккада были ещё больше, и на страну обрушились голод и смерть. Через четыре года после начала не одобренной богами войны Нарамсин воззвал к великому богу Эа, чтобы тот успокоил Иштар и собрал Совет Богов. Боги порекомендовали ему отказаться от дальнейшей борьбы, пообещав, что «в дни грядущие Энлиль нашлёт гибель на Детей Зла», и Аккад будет спасён.

Обещанная эра мира длилась около трёх столетий, в этот период центром царства становится древнейшая часть Месопотамии, Шумер, где вновь расцветают первые города Древнего мира – Ур, Ниппур, Лагаш, Исин, Ларса. Под властью царей Ура Шумер стал центром империи, охватывавшей весь древний Ближний Восток. Но к концу третьего тысячелетия до нашей эры эти земли стали ареной многочисленных междоусобных войн, а затем великая цивилизация Шумера – первая из известных человеческих цивилизаций – оказалась перед лицом катастрофы небывалого масштаба.

Это судьбоносное событие, на наш взгляд, нашло отражение и в Библии. Воспоминания об ужасном бедствии остались в памяти человечества, запечатлённые и увековеченные в многочисленных древних плачах, которые дают довольно точную картину разрушений и опустошения на земле, которая была колыбелью древней цивилизации. В месопо‑тамских текстах говорится, что катастрофа, обрушившаяся на Шумер, стала результатом решения, принятого на совете великих богов.

Понадобилось почти целое столетие, чтобы люди вновь заселили южную Месопотамию, и ещё одно столетие, чтобы эта земля возродилась после постигшего её несчастья. К тому времени центр власти в Месопотамии сместился на север, в Вавилон. Там зарождалась новая империя, главным божеством которой был провозглашён честолюбивый бог Мардук.

Приблизительно в 1800 году до нашей эры царём Вавилона стал Хаммурапи, прославившийся своим сводом законов, и он немедленно приступил к расширению границ своего царства. Как свидетельствуют его надписи, боги не только указывали ему, нужно ли начинать военные кампании и когда, но и сами становились во главе его армий:

Через силу великих богов царь, любимый богом Мардуком,

возродил мощь Шумера и Аккада.

По велению Ану, с Энлилем во главе войска,

с могучими силами, которые дали ему великие боги,

он стал сильнее армии Эмутбала и царя его Рим‑Сина…

Чтобы Хаммурапи мог уничтожить ещё больше врагов, бог Мардук даровал ему «могучее оружие», называемое «Великим Могуществом Мардука»:

С Оружием Могучим, с которым воевал Мардук,

герой (Хаммурапи) разбил в битве армии Эшнуны, Субарту и Гутиума…

С «Великим Могуществом Мардука»

он победил армии Сутиума, Турукку, Каму…

С Великой Силой, которую дали ему Ану и Энлиль,

он победил всех своих врагов до самой страны Субарту.

Но вскоре Вавилону пришлось делить власть на Ближнем Востоке со своим северным соперником – Ассирией, где верховным божеством был провозглашён не Мардук, а бородатый бог Ашур (Всевидящий). В то время как Вавилон покорял земли на юге и востоке, ассирийцы расширили границы своих владений в северном и западном направлении, до самых «земель Ливана, что на берегах Великого моря». Здесь находились владения богов Нинурты и Адада, и ассирийские цари предусмотрительно отмечали, что вели свои военные кампании по прямому приказу этих великих богов. Так Тиглат‑Паласар I, живший в двенадцатом веке до нашей эры, рассказывал:

Тиглат‑Паласар, царь по закону, царь мира,

царь Асси рии, царь четырёх сторон света;

Отважный воин, направляемый приказами

Ашура и Нинурты, великих богов, его властелинов,

так победил своих врагов…

По велению господина моего Ашура

захватил я своею рукой земли от нижнего течения

реки Заб до Верхнего моря, что на западе.

Три раза я шёл против земель Наи– ри…

Я склонил к своим ногам тридцать царей Наири.

Я взял заложников и получил за них выкуп – объезжен ных лошадей…

По велению Ану и Адада, великих богов, властелинов моих,

я пошёл в горы Ливана; я срубил кедров для хра мов Ану и Адада.

Присвоив себе титул «царя мира, царя четырёх сторон света», ассирийские правители бросили вызов Вавилону, во владениях которого находились земли древних царств Шумера и Аккада. Чтобы оправдать свои претензии, ассирийским царям необходимо было захватить те города, где в древности жили великие боги; однако на их пути стоял Вавилон. Осуществить этот замысел удалось Салманасару III. В его надписях говорится следующее:

Я пошёл отомстить Аккаду… и победил… Я вошёл в Куфу, Вавилон и Борсиппу.

Я принёс жертвы богам священных городов Аккада. Я пошёл вниз по реке в Халдею и получил дань с царей халдейских…

В это время Ашур, великий господин… дал мне скипетр, жезл… всё, что нужно, чтобы править народом. Я исполнял только надёжные приказы, которые давал мне Ашур, вели кий властитель, господин мой, любящий меня.

Описывая различные военные походы, Салманасар утверждал, что свои победы он одерживал с помощью оружия, вручённого ему двумя богами: «Я воевал с Могучей Силой, которую дал мне Ашур, повелитель мой; и с сильным оружием, дарованным мне Нергалом, что направляет меня». От оружия Ашура, гласят надписи, исходило «сияние ужасное». Вражеские воины бежали с поля боя, увидев «ужасное Сияние Ашура, объявшее их».

После упорного сопротивления Вавилон был захвачен ассирийским царём Синахерибом (в 689 году до н э.), и вавилоняне потерпели поражение, потому что их бог Мардук, разгневавшись на царя и его народ, объявил, что «карой им будет семьдесят лет разорения», – такое же наказание Бог Израиля впоследствии положил Иерусалиму. Подчинив себе всю Месопотамию, Синахериб принял вожделенный титул «царя Шумера и Аккада».

В своих надписях Синахериб также рассказывает о военных кампаниях на средиземноморском побережье, которые привели к столкновению с египтянами, преградившими ему путь на Синайский полуостров. Список завоёванных им городов звучит как строки Ветхого Завета: Сидон, Тир, Библ, Акко, Ашдод, Ашкелон – «сильные города», которые Синахериб «сокрушил» с помощью «ужас нагоняющего сияния оружия Ашура, владыки моего». На барельефах, иллюстрирующих его военные походы (например, осаду Лакиша, рис. 4), воины атакуют врага оружием, напоминающим ракеты. В покорённых городах, свидетельствует Синахериб, «правителей и князей, которые согрешили, я убил и трупы их повесил на кольях вокруг города. Сыновей города, совершивших грех и преступление, причислил к полону».

До нас дошло описание предмета, известного как Призма Синахериба, содержавшееся в сделанной царём исторической записи о покорении Иудеи и нападении на Иерусалим. Ссора Синахериба с царём Иерусалима Езекией была вызвана тем, что он держал в плену царя филистимского города Экрон по имени Пади, «который не нарушил клятвы, данной своему богу Ашуру». Синахериб писал:

А Хизкию‑иудея, который не склонился под моё ярмо – 45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счёта… Города его, которые я захватил, отделил я от его страны и Метинти, царю Ашидода, Пади, царю Экрона, и Цилли‑Белу, царю Газы, отдал и уменьшил его страну.

Это была первая битва, в которой участвовали смертные люди. 2 страница - №1 - открытая онлайн библиотека

Рис 4

В описании осады Иерусалима есть несколько интересных аспектов.

Во‑первых, осада была вызвана не прямой, но косвенной причиной: там в плену держали верного Синахерибу царя Экрона.

Во‑вторых, против Иерусалима не было применено «ужас нагоняющее сияние оружия Ашура», которое использовалось для «сокрушения сильных городов» Финикии и Фили‑стии. В описании осады Иерусалима отсутствует и обычная в надписях концовка – «я воевал с ними и победил их». Синахериб лишь урезал границы Иудеи, отдав её окраины соседним царям.

Более того, в случае с Иерусалимом отсутствует и обычное заявление, что Синахериб, нападая на этот город, повиновался «надёжным приказам» бога Ашура. Значит ли это, что он осадил город по собственной воле, а не по велению своего бога?

Это предположение превращается почти в уверенность, если ознакомиться с другой версией этих событий, изложенной в Ветхом Завете.

Синахериб старался сгладить свою неудачу во время осады Иерусалима, но в главах 18 и 19 Второй Книги Царств мы находим объективный рассказ о случившемся. Из библейского повествования следует, что «в четырнадцатый год царя Езекии, пошёл Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укреплённых городов Иудеи, и взял их». Потом Синахериб послал двух своих военачальников с большой армией к Иерусалиму, столице Иудеи. Но вместо того, чтобы штурмовать город, ассирийский полководец Рабсак начинает переговоры с правителями города, причём на еврейском языке, чтобы все жители могли понять его.

О чём же должны были узнать жители Иудеи? Из библейского текста становится ясно, что в переговорах обсуждался вопрос о том, дал ли согласие на вторжение ассирийцев в Иудею Бог Иегова!

«И сказал им Рабсак:

скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский:

что это за упование, на которое ты уповаешь?»

А если вы скажете мне:

«на Господа Бога нашего мы уповаем»…

При том же разве я без Воли Господней пошёл на место сие?

Господь сказал мне: «Пойди на землю сию, и разори её».

Слуги царя Езекии, стоя на городской стене, просили Рабсака перестать говорить по‑еврейски и излагать своё послание на арамейском языке, который в те времена служил языком дипломатии, но Рабсак лишь ближе подошёл к стене и продолжал ещё громче говорить по‑еврейски, чтобы его слышали все. Потом он начал бесчестить послов Езекии и поносить царя. Увлёкшись, Рабсак позабыл, что ассирийцы пошли войной на город с благословения Иеговы, и стал оскорблять самого Господа.

Когда Езекии передали его слова, он «разодрал одежды свои, и покрылся вретищем, и вошёл в дом Господень… И послал слово к Исайе пророку, говоря: день скорби и наказания и посрамления день сей… Может быть, услышит Господь, Бог твой, все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить его словами». И через пророка Исайю Бог отвечал: «О царе Ассирийском… Тою же дорогою, которою пришёл, возвратится, и в город сей не войдёт… Я буду охранять город сей, чтобы спасти его».

И случилось в ту ночь:

пошёл Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском

сто восемьдесят пять тысяч.

И встали поутру, и вот все тела мёртвые.

И отправился, и пошёл, и возвратился Сеннахирим,

царь Ассирийский, и жил в Ниневии.

По свидетельству Ветхого Завета после возвращения Си‑нахериба в Ниневию, «когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него». Ассирийские источники подтверждают библейские строки: Синахериб действительно был убит, и на трон взошёл его младший сын Эсархаддон.

В надписи, оставленной Эсархаддоном, известной как «Призма В», об этих событиях рассказывается более подробно. По приказу великих богов Синахериб провозгласил своим законным наследником младшего сына. «Он собрал народ ассирийский, молодых и старцев, и заставил братьев моих, отпрысков отца моего, дать нерушимую клятву перед богами Ассирии… чтобы мне править после него». Но братья нарушили клятву, убив Синахериба, а впоследствии пытались убить и Эсархаддона. Но боги похитили его «и спрятали в тайном месте… сохранив меня для царства».

Позже Эсархаддон получил «надёжный приказ от богов: „Ступай, не медли! Мы последуем за тобой!“

Сопровождать Эсархаддона была избрана богиня Иштар. Когда его братья выступили из Ниневии, чтобы отразить атаку на столицу, «Иштар, Богиня Войны, желавшая, чтобы я был её верховным жрецом, встала рядом со мной. Она сломала их луки, рассеяла их войско». Когда ряды воинов Ниневии были расстроены, Иштар обратилась к ним от лица Эсархаддона. «По её высочайшему повелению они все пошли ко мне и склонились передо мной, – писал Эсархаддон, – и признали меня своим царём».

И Эсархаддон, и его сын и наследник Ашурбанипал пытались воевать с Египтом, причём оба применяли Сияющее Оружие. «Ужас вселяющее Сияние Ашура, – писал Ашурбанипал, – ослепило фараона так, что стал он как безумный».

В других надписях Ашурбанипала указывается, что это оружие, испускающее яркое, ослепительное сияние, было частью головного убора богов. В одном из эпизодов враг «был ослеплён сиянием головы бога». А «Иштар, что живёт в Арбеле, одетая Божественным Огнём и в Лучистом Шлеме, пролила пламя на Аравию».

В Ветхом Завете также повествуется о некоем Сияющем Оружии, которое могло ослеплять. Когда ангелы (буквально: «посланники») Господа пришли в Содом перед его уничтожением, жители города пытались взломать дверь дома, где остановились гости. И ангелы «людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою… так что они измучились, искав входа».

Когда Ассирия достигла небывалого могущества, подчинив себе даже земли Нижнего Египта, её цари – по словам Господа, вложившего их в уста пророка Исайи, – забыли, что они являются всего лишь орудием в руках Бога: «О, Ас‑сур, жезл гнева Моего! И бич в руке его – Моё негодование! Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего». Но ассирийские цари жаждали не просто наказания: «у него будет на сердце – разорить и истребить немало народов». Но это не соответствовало намерениям Бога, и поэтому Господь Иегова объявил: «Посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его».

Библейские пророчества, предрекавшие падение Ассирии, сбылись: захватчики с севера и востока объединились с восставшими на юге вавилонянами, и в 614 году до нашей эры пал Ассур, религиозный центр Ассирии, а двумя годами позже была захвачена и разграблена столица Ниневия. Великая Ассирия прекратила своё существование.

С падением Ассирийской империи вассальные цари Египта и Вавилона воспользовались случаем и попытались возродить своё былое могущество. Земли, разделяющие эти государства, вновь стали лакомым куском для соседей, и египтяне во главе с фараоном Нехо первыми вторглись на эту территорию.

В Вавилоне Навуходоносору II – как утверждается в его надписях – бог Мардук приказал вести свою армию на запад. Эта военная кампания увенчалась успехом потому, что «другой бог», в чьих владениях лежали эти земли, «не желал более земли кедров», и теперь там «правили и разоряли её враги».

В Иерусалиме пророк Иеремия передал людям волю Бога Иеговы встать на сторону Вавилона, ибо Бог Иегова – называющий Навуходоносора «рабом Моим» – решил сделать вавилонского царя орудием своего гнева против богов Египта:

Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я пошлю и возьму Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего…

И придёт, и поразит землю Египетскую: кто обречён на смерть, тот предан будет смерти; и кто – в плен, пойдёт в плен; и кто – под меч, – под меч. И зажгу огонь в капищах богов Египтян; и он сожжёт оные…

И сокрушит статуи в Бефсамисе (Гелиополе), что в земле Египетской, и капища богов Египетских сожжёт огнём.

В ходе этой кампании Бог Иегова объявил, что он накажет и Иерусалим за грехи его жителей, которые стали поклоняться «богине неба» и богам Египта: «Вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие… и возгорится и не погаснет… Так я поступлю с городом сим, над которым наречено имя Моё». Это случилось в 586 году до н э. «Пришёл Навузардан, начальник телохранителей, предстоявший пред царём Вавилонским, в Иерусалим. И сожег дом Господень, и дом царя, и все домы в Иерусалиме. И все войско Халдейское… разрушило все стены вокруг Иерусалима». Однако, Иегова обещал, что бедствия Иерусалима будут длиться лишь семьдесят лет.

Царём, который должен был исполнить это обещание и разрешить восстановление храма в Иерусалиме, был избран Кир. Его предки, говорившие на языке индоевропейской семьи, предположительно пришли из Каспийского региона в провинцию Аншан на восточном побережье Персидского залива. Там Хакам‑Аниш (Мудрейший), стоявший во главе переселенцев, положил начало династии, которую мы называем династией Ахеменидов; представители этой династии – Кир, Дарий, Ксеркс – вошли в историю как правители земель, превратившихся со временем в Персидскую империю.


Прочитайте также: