Шушмор – святилище змеиного бога

I. Введение. Геомантия – наука о земле

Тебе от века нету края:

Вместились рядом в колыбель

Гладь водоемов, даль лесная,

Отлогость гор и ширь степей.

Такие разные народы

В тебя корнями проросли,

Слагая мифы, песни, оды

О чудесах своей земли.

Как по чащобе леший водит,

В озерах свищет водяной,

Как клады тайные находят

Под убывающей луной.

О племенах пещерных магов,

Безвестно сгинувших до нас,

Оставив тысячи загадок,

Непостижимых и сейчас.

И наделяли наши предки

Особой силою места,

Где клали колдуны запреты,

Где обитали божества.

Так эти древние преданья

До наших докатились дней -

Одни, мол, зоны благодатны,

Другие гиблы для людей.

И даже скептик современный,

Замерив разные поля,

Поверит в байки и легенды

О силах, что таит земля.

Вот только, мистику отринув,

Все по науке разъяснит:

Тут суть в лучах геомагнитных,

А там упал метеорит…

Ничто в природе не случайно -

Учите свойства вещества!

А как же сила, как же тайна,

А как же духи-божества?

Но что поверить нам мешает

В богов невидимую рать?

Ведь и наука – кто не знает! -

Ошибки может совершать!

Ирина Шлионская

Издревле Земля была для человека объектом почитания. Согласно поверьям, она давала богам и людям жизненную силу. При этом могла быть как милостивой – награждать изобилием, так и грозной – обрушивать на людей стихийные бедствия в виде засух и землетрясений.

Для людей далекого прошлого Земля являлась живым, разумным существом. Ее представляли в мифах как богиню-женщину: Гею, Деметру, Изиду, Матерь Сыру Землю и тд. И естественно, как у любого живого существа, у нее имелся пуп. Греки считали, что он находится в Дельфах: там в храме хранился сакральный мраморный шар, символизирующий собой «пуп Земли».

С понятием о нашей планете как о едином живом организме тесно связана наука геомантия – искусство гадания по земле.

На протяжении веков о геомантии шли яростные споры. Одним из сторонников древнего гадального искусства был ученый, организатор публичной библиотеки Марк Терентий Варрон Реатинский (116-27 гг. до нашей эры) – автор сочинения «Девять книг учений». Зато его современник Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до нашей эры) отнесся к геомантии скептически. Его философский трактат «О предвидении (44 год до нашей эры), написанный в виде диалога между автором и его младшим братом Квинтом, хотя и не касается научных приложений геомантии, но явно ироничен к ее фатализму.

Систематическое изложение геомантии можно найти у севильского епископа Исидора (560–636 гг.) в сочинении «Двадцать книг начал, или этимологий». Он объяснял особое значение геомантии тем, что человек, согласно Писанию, создан из глины.

Геомантия проникла и в Средневековье. Хуго Санталийский, магистр из Прованса, астролог, служитель епископской церкви в Тарасоне (Северо-Восточная Испания), в 1140 году перевел на латынь труды Птолемея, Гермеса Трисмегиста, некоторых арабских ученых. Одним из авторитетнейших геомантов был Абу Саид Триполитанский (Ат-Тара-булуси), выходец из Сирии (864–955 гг.). На основе его работ Хуго написал поэму о геомантии. А эта поэма, в свою очередь, послужила в 1288 году базой для геомантического трактата Варфоломея Пармского. Другим переводчиком был геомант Герард Кремонский (1114–1187 гг.), его собственная работа называется «Книга астрономической геомантии». Много переводил и Платон Тиволийский: в 1134–1145 гг. он познакомился в Барселоне с астрологами и математиками, увлекся древним искусством и написал «Песчаную книгу», в которой изложил геомантическую процедуру на песке.

Не обошла геомантия и Русь. В Радзивиловской летописи на рисунке, посвященном осаде Торжка в 1182 году, помещены геомантические изображения, вероятно, с толкованием исхода битвы.

Геомантией занимались выдающиеся ученые Средневековья: Амплоний Ратинк де Берка (1363–1435 гг.), домашний лекарь кельнского архиепископа; Гартманн Шедель (1440–1514 гг.), видный историк, гуманист, создатель «Всемирной хроники»; Парацельс (1493–1541), знаменитый врач, с чьим именем связано появление химической фармакологии; Роберт Фладд (1574–1637), оксфордский философ, перенявший у розенкрейцеров математическую геомантию. И, конечно же, Агриппа Неттесгеймский (1486–1535), оставивший потомкам трактат «Рассуждения о геомантии».

Языческие представления о божествах и духах, в том числе и населяющих землю, не забыты и сегодня, несмотря на успехи естественных наук. Конечно, современному человеку непросто увидеть мир таким, каким его видел наш далекий предок, который был ближе к природе и лучше ее понимал, трудно представить себе Землю женщиной. Именно этим и объясняется возрастающий интерес к древнему магическому знанию, в том числе и к геомантии – почти забытому ныне искусству, родственному астрологии.

В воззрениях древних геомантов несомненно заключено рациональное зерно, и труд их не был напрасен. Исподволь этот прообраз геофизики накапливал знания о Земле, о необычных явлениях, трактуемых, разумеется, с точки зрения древних религиозных представлений. Ничего удивительного в этом нет, так зарождалась и геология.

У геомантии менее счастливая судьба, чем у ее сестры – астрологии. После века Просвещения она стала считаться суеверием. В результате надолго было забыто и главное направление геомантии – исследование влияния духов местности на человека и животных. По современной терминологии – изучение воздействия геофизических полей на живые существа.

Известно, что в одних местах Земли человек чувствует себя хорошо, в других – плохо; у многих животных тоже есть свои предпочтения. Исследователи, столкнувшись с этим феноменом, давали ему разные объяснения.

Еще в 30-х годах прошлого столетия французский физик Ф. Пар сообщил об открытой им с помощью биолокации активной глобальной сети с ячейками размером 4 х 4 м, ориентированными по магнитному меридиану. Эта сеть делит землю на «больные» и «здоровые» зоны. Длительное пребывание в «больной» (геопатогенной) зоне приводит к нарушению функционирования организма человека, к заболеваниям. Позже выяснилось, что существует немало разновидностей геобиологических сетей. Так, немецкий ученый Э. Виттман на основе своих исследований пришел к выводу, что ячейки глобальной сети имеют размер 16 х 16 м и ориентированы, как ромбы, большой осью в направлении север-юг. В свою очередь, западногерманский исследователь Хартман обнаружил сеть с ячейками размером 2 х 2,5 м («сеть Хартмана»), а ученый из Баварии М. Курри – с ячейками размером 5х6 м («сеть Курри»).

Вопрос о происхождении и физических свойствах гео-биологической сети пока остается открытым. Но уже известно, что сеть состоит из невидимых пучков геомагнитного излучения, которое обычно проявляет себя в местах пересечения на разных уровнях подземных водных потоков. (Ну, как тут не вспомнить о «духах Земли», которые, по представлениям древних, двигались по подземным каналам, или жилам!) В таких местах наблюдается повышение ионизации воздуха, усиление радиоактивного фона, увеличение электрического потенциала атмосферного электричества и другие изменения геофизических параметров среды, которые оказывают влияние на физическое и психическое состояние человека и животных. Геобиологическая сеть связана и с космическим излучением. Проходя через ионосферу, взаимодействуя с геомагнитным полем Земли, космическое излучение, видимо, претерпевает некоторые изменения и опускается на Землю не сплошным потоком, а в виде полос. Существуют, например, так называемые полосы Шульги, связанные с излучением зодиакальных созвездий. (Не были ли такие явления исподволь подмечены древними геомантами, применявшими для своих предсказаний методы астрологии?)

Особенно сильное влияние на живые организмы оказывают места пересечения – узлы – геобиологической сети. М. Курри и ряд ученых высказали догадку, что узлы этой сети поляризованы, что порождает два вида излучения, условно названных положительным и отрицательным. Положительное излучение благотворно действует на человека, отрицательное – наоборот. Замечено, что животные чувствуют гео-биологическую сеть и реагируют на нее по-разному. Так, собака никогда не ляжет на места пересечений, тогда как кошка, наоборот, предпочитает их. Свинья, корова, лошадь, овца, находясь длительное время в месте пересечения сети, заболевают. Зато совы любят узлы. Муравьи строят свои муравейники именно на узлах, а в ульях, расположенных в таких местах, пчелы более медоносны. Микробы и паразиты тоже чувствуют себя хорошо на узловых местах.

Технические достижения современного человечества бесспорны. И все же он, как и его далекие предки, по-прежнему зависит от природных сил. Потому не стоит безоговорочно относить все древние гадательные искусства, включая геомантию, к области суеверий.

Достижения геологии, геофизики и биологии дают немало материала для геопрогностики. Это пока еще очень молодое направление, но перспективное и многообещающее.

Взаимодействие живых организмов и биологически активных полей необычайно сложно. На человека оказывают влияние поля геофизического происхождения: возмущения в магнитном поле Земли, «магнитные бури», а также аномалии магнитных полей, встречающиеся в местах с особыми геологическими условиями. Например, есть основания полагать, что одной из причин долголетия жителей некоторых областей Кавказа являются магнитные аномалии этих районов.

Влиянием магнитных полей на среднюю продолжительность жизни занимались сотрудники Института эволюционной морфологии РАН. Интересные опыты были проведены В.Е. Черняховским, который доказал, что сильные магнитные поля определенной напряженности приводят к стабилизации ДНК и это значительно увеличивает продолжительность жизни подопытных животных.

Испытывает на себе человек и мощное воздействие со стороны Солнца, Луны и планет Солнечной системы. Человек согласует свою жизнь с ритмами Солнечной системы – с вращением Земли вокруг своей оси, с движением ее вокруг Солнца, с другими астрономическими циклами. Да и астрологические циклы, даже по представлениям ярых поклонников астрологии, обусловлены не влиянием далеких звезд, а влиянием близких нам планет. Ведь «дома», т. е. зодиакальные созвездия, которые посещают планеты, не более чем геометрически определенные области на звездной сфере.

О геомагнитном поле ученые знают очень многое – его изучает целая отрасль современной геофизики. Имеются подробные карты магнитного поля Земли, составляются прогнозы «магнитных бурь», известно и о влиянии этого поля на человека. Но относительно так называемого биологического, тем более «аурального» поля еще идут споры.

По-видимому, если отбросить филологию и мистику, так называемое биологическое поле – не что иное, как сложным образом организованное электромагнитное поле крайне слабой напряженности. Его излучают биологические объекты, и оно несет в себе информацию об этих объектах, так что правильнее было бы называть его информационным полем. Это поле биологически активно и имеет особые свойства. Информационное поле изучают сегодня многие биофизики, в арсенале которых имеются все современные приборы и методы исследований.

Наука всерьез занялась изучением этих полей после открытия А.Г. Гурвичем в 1923 году слабого митогенетического излучения. Оказалось, что биологические объекты светятся в ультрафиолетовой области и это излучение стимулирует клеточное деление. Такое открытие вдохновило М.А. Булгакова на написание фантастической повести «Роковые яйца», в которой рассказывалось о том, как профессор Персиков открыл биологически активный красный луч. Булгаков лишь немного преувеличил возможности этого луча.

Митогенетическое излучение – одна из разновидностей информационного излучения. Воздействие этого излучения не тепловое, так как один квадратный сантиметр поверхности тела излучает всего от нескольких десятков до сотен фотонов. Но эти фотоны, попадая в клетку соседнего биообъекта, ускоряют процесс ее деления. Если же этих фотонов будет слишком много, в клетке сработает механизм защиты, и она не воспримет информацию. Информационную функцию несут лишь слабые поля.

Это лишь один, простейший пример информационного биополя. Другие биополя могут нести и иную информацию – может быть, даже и телепатическую.

В Институте биофизики РАН в подмосковном Пущино уже много лет занимаются биологическими экспериментами со слабым электромагнитным СВЧ-излучением. Разработаны приборы, которые на основе информационного воздействия на организм лечат некоторые заболевания. Проводились опыты, в которых сравнивали воздействие на больного искусственным СВЧ-излучением с определенными характеристиками и воздействие со стороны экстрасенса.

Сейчас уже считается почти признанным наличие информационной сети внутри организма, которая наравне с нервной, кровеносной и эндокринной системами управляет физиологическими процессами, идущими внутри человека. Человек как бы пронизан волноводами, по которым с помощью биоизлучения в СВЧ-диапазоне передается важная биоинформация.

Несомненно, эти биологические поля взаимодействуют и с магнитным полем Земли, и с космическими излучениями. Академик В.П. Казначеев написал книгу «Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей». В этой монографии излагаются взгляды на гипотетическое геобиологическое поле, которое Казначеев считает аналогичным полю одного живого организма. Биофизик Фролов предложил гипотезу о влиянии на биополе человека излучения внегалактического СВЧ-источника, находящегося в районе созвездия Лебедь-А.

Не будем судить о степени достоверности этих теорий. Позволим себе предположить, что необъяснимые явления, наблюдающиеся в разных концах планеты, тоже являются результатом воздействия тех или иных излучений.

С древних времен люди приписывали чудесные свойства различным рельефным формам – горам, холмам, островам, ущельям, наделяя их ореолом сакральности или проклятия. Немало и мест, где просто происходит что-то необычное или загадочное. Отсюда и название – «места силы». Некоторые из них расположены на территории России и бывших союзных республик. О них и пойдет речь в этой книге.

II. В лесах, на горах, в воде…

Если посмотреть вниз на нашу планету с высоты, можно разглядеть леса, поля, горы, равнины, водоемы… Для каждой формы земного рельефа характерны свои отличительные особенности, в том числе и определенные аномальные свойства, зависящие от географического местоположения, направлений энергетических потоков, физических и биохимических параметров, воздействий подземных и космических излучений.

Шушмор – святилище змеиного бога - №1 - открытая онлайн библиотека

С высоты птичьего полета

Леса дремучие…

Лес – место совершенно особое. Издавна он пугает людей своей таинственностью и неизведанностью. У язычников были свои священные рощи, где они поклонялись божествам и отправляли культовые церемонии. Таких рощ и в наши дни много в Чувашии и республике Марий Эл. Они считаются неприкосновенными: там нельзя сорить и срывать ветки и цветы, собирать грибы и ягоды…

Хотя русского человека лес кормит, наделяя грибами, ягодами и орехами, посылая дичь, все же мало кто отважится пройти по нему ночью, прислушиваясь к загадочным звукам и вглядываясь во тьму, где за каждым деревом мерещится чудовище. Помимо того, что в лесу можно повстречать недоброго человека или подвергнуться нападению дикого зверя, в нем есть еще и «нечистые» места, по которым ходишь, как по кругу, и не можешь выбраться…

Шушмор – святилище змеиного бога - №2 - открытая онлайн библиотека

В лесу можно потерять ориентировку

Испокон веку русские люди верили в лесную нечисть, подстерегавшую в чащобе. Встречи с лешими, оборотнями, странными существами, призраками заблудившихся и погибших в лесу, не найдя дороги, благодаря лесному «мороку» – в каждом старинном селе, в каждой деревушке можно услышать подобные предания… Присутствует ли в них доля истины?

В лесу встречаются такие места, обычно заросшие и влажные, по которым, как издавна говорили в народе, «леший водит». Обычно они богаты ягодами и грибами. Чтобы там не заблудиться, люди делали зарубки на деревьях или заламывали ветки. Детям же давали клубок, привязав один конец которого к дереву на опушке и разматывая нить, можно было не бояться сбиться с пути. Видно, эти предосторожности принимались неспроста. Парапсихологи, впрочем, склонны винить во всем не лешего, а аномальную энергетику. По их мнению, у людей, очутившихся в геопатогенной зоне (чаще всего речь идет о зонах геологических разломов), наступает временное помрачение рассудка, и в результате человек теряет ориентацию в пространстве. Физики же говорят о подземных излучениях, оказывающих воздействие на мозг и способных вызывать галлюцинации. Возможно, отсюда и наблюдения «лесной нечисти».

В России лесные массивы занимают значительную часть территории. Среди них немало так называемых аномальных зон, где наблюдаются необычные и труднообъяснимые феномены. О некоторых из них будет рассказано ниже.

«Бермудские треугольники» Подмосковья

Густые подмосковные леса славятся не только «блудными» местами, но и прочими аномалиями, такими, как наблюдения НЛО и загадочных существ.

Так, в районе деревень Мошницы и Покров по ленинградскому направлению наблюдаются странные атмосферные явления. Например, локальные проливные дожди, тучи, висящие над одним местом, водяные воронки и пылевые смерчи. Однажды местные мальчишки видели летящие по воздуху вдоль железнодорожного полотна велосипеды (возможно, поднятые смерчем?).

Здесь встречаются места, где человек теряет ориентировку. На левой стороне шоссе Москва – Питер люди и животные испытывают необъяснимое чувство страха и тревоги. Барахлят двигатели у машин, отказывают камеры, мобильная связь… Приборы фиксируют в этих краях магнитные аномалии.

Шушмор – святилище змеиного бога - №3 - открытая онлайн библиотека

Лес в районе Троицка. Дым от костра

«Нехорошее» место есть и в лесу близ подмосковного поселка Нахабино. Рассказывают, что когда-то там находилось озеро, ушедшее под землю. После этого там долго ничего не росло. В наши дни туда наезжает немало исследователей. Однако у их машин при приближении к «заколдованному» месту глохнут двигатели. В самой зоне гнутся к земле деревья, останавливаются часы, а людей посещают различные видения.

Шушмор – святилище змеиного бога - №4 - открытая онлайн библиотека

И. Шлионская на пикнике в районе Троицка. Странные шаровидные образования в воздухе

«Лесные аномалии» наблюдаются и в Подольском районе, где проживают авторы книги. Так, возможным аномальным местом является Сертякино под Климовском, где, по слухам, исчезали люди.

Зимой 19790 года дачник Глеб М., катаясь на лыжах по хорошо знакомым местам, объехал вокруг березы и вдруг обнаружил, что находится за пару километров от  первоначальной точки! Вернувшись назад, он обнаружил, что его лыжня на тропе… обрывается!

А вот что рассказывает жительница Троицка Тамара Васильевна Г.:

«Как-то осенью я отправилась в лес за калиной. Обычно она поспевает в конце сентября. Почти у самой опушки набрела на калиновый куст, весь усыпанный ягодами. Заросли гроздьев спускались во влажную ложбинку. Набрав килограмма три, я засобиралась домой. Но опушка. куда-то исчезла. Удивленная, я двинулась в сторону, где, по моим предположениям, находилось поле, но частый мелкий лес все не кончался. Остановившись, я изменила направление, но и тут был только лес. Вскоре я поняла, что хожу какими-то кругами или петлями. Присела отдохнуть на поваленную березу. Уже вечерело, и мне с беспокойством подумалось, что придется ночевать в лесу… Но тут, на мое счастье, где-то вдалеке громко заработал мотор трактора. Не раздумывая, я сразу пошла на звук. Через несколько минут лес посветлел, впереди показались поле и дачные домики.

На другой день я рассказала о своем приключении знакомой. И что же? Оказалось, она тоже заблудилась в этом месте в прошлом году и точно так же долго плутала, насилу выбралась».

Не меньшего страху натерпелась и другая тройчанка, Наталья К., в сентябре 2005 года отправившаяся вместе с мужем, ребенком и своей знакомой по грибы в район деревни Былово. Вот ее рассказ.

«Грибов вокруг было видимо-невидимо. Мы решили разделиться: знакомая ушла вперед, а мой муж повернул направо. Чтобы не терять друг друга, мы периодически перекликались. В какой-то момент я услышала неподалеку два мужских голоса, которые о чем-то разговаривали между собой. Потом оказалось, что муж тоже их слышал, но не уверен, что это были голоса людей. Людей же мы так и не встретили.

Нам казалось, что отошли совсем недалеко от опушки, где оставили машину. Когда решили, что пора домой, развернулись на 180 градусов. Думали, что идем к опушке, но ее все не было.

Нам казалось, что мы слышим шум шоссе. Пошли на него. Но в какой-то момент гул пропал и наступила полная тишина. Лес вокруг был очень густой, приходилось через него буквально продираться. Тут откуда-то послышался собачий лай, и муж предложил идти в эту сторону – мол, там наверняка деревня либо кто-то гуляет с собакой по лесу и можно будет спросить у него дорогу.

Чем дальше мы шли, тем гуще становился лес. Я испугалась и заявила, что дальше не пойду. Да и собака лаять перестала.

Так мы блуждали очень долго. Вдруг я заметила уже знакомую тропинку, а муж – дерево со скрученными ветками. Мы поняли, что ходим по кругу.

В какой-то момент на всех троих напала паника. Мне даже захотелось заплакать, но с нами была маленькая дочка, и я поняла, что нужно держать себя в руках. Стала молиться Николаю Угоднику. Вскоре мы увидели вдалеке просвет. Вышли на тропинку. Решили двигаться по ней, никуда не сворачивая, – рано или поздно она выведет нас к людям.

Так и случилось. Где-то через час мы вышли на поле. Вдали виднелись кресты. Решили, что это церковь в Былове. Но оказалось, что это совсем другая деревня – Пучково…

Мы никак не могли понять, как так получилось, что мы, все трое взрослых, не сговариваясь, пошли в сторону, противоположную от дороги, даже наша знакомая, которая хорошо знает эти места?»

Шушмор – святилище змеиного бога - №5 - открытая онлайн библиотека

Вид на село Пучково. Фото М. Подсосонной

Одни исследователи полагают, что подземные аномалии присутствуют в так называемых «местах силы» изначально, другие – что они могут являться результатом деятельности людей или каких-то природных сил.

Так, в лесополосе близ деревень Рязанцы и Киримово Сергиево-Посадского района есть место, где наблюдаются странные слуховые миражи: путники слышат человеческие голоса, собачий лай, стук по железу или по дереву и другие звуки. При этом люди, столкнувшиеся с феноменом, испытывают сильный страх. Были случаи, когда в этом месте на тропе появлялся мужчина, который на глазах у очевидцев растворялся в воздухе. По одной из версий, там когда-то был перебит отряд татарских всадников, по другой – обоз с цыганами, отсюда и «чертовщина». Как мы с вами уже знаем, подобные эффекты возникают в местах присутствия различных излучений, и носят психологический характер.

Осенью 1812 года произошло сражение русских с французами в районе, где сегодня располагается железнодорожная станция Переделкино. Русская армия одержала верх, а около двух с половиной тысяч французских солдат и офицеров, полегших в том бою, были похоронены в братских могилах в близлежащем лесу.

…Вокруг курганов (так зовет эти захоронения местное население) стоят мертвые деревья, которые растут на протяжении 150–200 м с юга на север в форме неправильного эллипса. В середине мертвого леса лежит заросшая травой поляна, на которой возвышаются могильники. Высота одного из них, видимо, «офицерского», – около 6 м, остальных пяти, «солдатских», – около 3,5 м.

Трава на поляне очень сочная, неестественного ярко-зеленого цвета с просинью, высотой около полутора метров. Подобные явления бывают в районах заражения радиацией. Кстати, никакой живности поблизости нет, даже насекомых.

Люди вблизи захоронения испытывают психологический дискомфорт. У них возникает чувство страха, хочется бежать отсюда… У тех, кто осмеливается задержаться тут подольше, возникает чувство усталости, апатия. Некоторые на поляне засыпают или теряют сознание от потери энергии. При длительном нахождении в зоне это может привести к летальному исходу. Как-то один москвич проспал здесь двое суток, в то время как его уже начала разыскивать милиция. Когда его разбудили, он был убежден, что задремал всего на полчаса.

Встречаются и положительные эффекты. Так, люди, побывавшие здесь, иногда исцелялись от каких-то болезней, у некоторых появлялись способности видеть параллельный мир и вступать в контакт с его обитателями. Однако при этом бывали случаи, когда зона притягивала людей и они уже не могли нормально существовать вне этого места – по крайней мере им приходилось долго восстанавливаться.

При раскопках курганов было найдено несколько мертвых тел воинов в мундирах старинного покроя. Мощи были, казалось, совсем не тронуты тлением, только высохли и приобрели пергаментный цвет. Ткань, в которую были завернуты останки, тоже уцелела. Трупы вновь завернули в ткань и предали земле.

Позднее специалисты из Ассоциации «Экология непознанного» выяснили, что поляна движется, вращаясь вокруг своей оси против часовой стрелки, смещаясь за 15–20 лет на 8-16 м. При этом деревья, попавшие в эту зону, умирают. Когда же зона смещается, растительность в этом месте постепенно восстанавливается. Лишь полоса мертвого леса шириной около 40 м остается постоянной. Это показал анализ роста деревьев.

Исследователи считают, что все вышеуказанные феномены связаны с цикличностью излучений. По всей вероятности, аномальное излучение неизвестной природы присутствовало здесь с незапамятных времен и усилилось в связи с массовым захоронением. А возможно, это место было выбрано для захоронения не случайно…

Шушмор – святилище змеиного бога

В зонах подземных излучений нередко располагались древние святилища. Вероятно, их специально строили в «местах силы», чтобы усилить энергетику этих сооружений.

Одно из таких мест – Шушмор. Его называют старейшей аномальной зоной Подмосковья: о ней сообщал еще П. Семенов-Тян-Шанский. Расположена она на границе Шатурского района Московской области и Гусь-Хрустального района соседней Владимирской области. По данным Семенова-Тян-Шанского, там находится мегалитический комплекс, представляющий собой древнее языческое капище. Но точное местонахождение его никому в наше время не известно.

Шушмор – святилище змеиного бога - №6 - открытая онлайн библиотека

Место в лесу под Шатурой, где предположительно расположено святилище Шушмор

Местные жители рассказывают, что в лесной глуши меж поросших мхом столбов стоит гранитное полушарие диаметром около шести метров. В 1970 году директор сельской школы Николай Акимов отправился вместе с группой школьников на поиски этого урочища, легенды о котором слышал в детстве от своего знакомого Николая Орлова. Никаких мегалитов они не нашли, зато их воображение поразили гигантские двухметровые папоротники, осины в два обхвата и березы с квадратными стволами.

В 1885 году вдруг начали бесследно исчезать рабочие, ремонтировавшие Коломенский тракт. Два года спустя в этих же местах пропал целый обоз из четырех телег, груженных железом, вместе с людьми. Полиция прочесала лес – безрезультатно.

Исчезновения продолжались до середины 1920-х годов, когда на трассе прекратилось движение. Однако уже в наши дни пропажи людей возобновились. В ОВД Шатурского района скопилось множество «висяков», связанных с исчезновениями. Ни одного из пропавших отыскать не удалось. Все они ушли в лес и – больше их никто не видел. Причем среди них были и местные жители, прекрасно знавшие здешние места.

В основном, аномальные явления наблюдаются в поселке Пустоши, якобы расположенном ближе всего к лесному урочищу. По слухам, там неожиданно завелись какие-то огромные змеи – не то удавы, не то ужи. Трехметровую черную змею видела во время прогулки заместитель директора Шатурского краеведческого музея Наталья Акимкина.

Та же Акимкина рассказывает, что, собирая с мужем и друзьями бруснику в лесу, внезапно обнаружила, что потеряла своих спутников из виду, хотя они должны были находиться совсем близко от нее. Она окликнула их, те отозвались, но она не смогла определить, откуда именно доносятся голоса – они звучали как будто со всех сторон. Тут женщина обратила внимание на то, что вокруг растет какой-то необычный мох – ярко-зеленый, пушистый, усеянный ягодами и такой высокий, что доходил ей почти до пояса. Наталье с трудом удалось выбраться из этих зарослей. Когда муж с друзьями отыскали ее, оказалось, что она отсутствовала полтора часа, хотя ей казалось, что прошло всего несколько минут…

По мнению краеведа Виктора Казакова, урочище Шушмор (более правильное название – Ушмор) построено около 2000 года до нашей эры племенем «озерных людей», которые занимались магией и умели управлять природными силами. «Люди озер» поклонялись змеиному богу Уру. Об этом культе свидетельствуют предметы, найденные во время археологических раскопок – например, черепки глиняной посуды с орнаментом из змей. Уру и было посвящено это капище. Находилось оно на месте нынешнего села Шатур («шат» означает – «небольшая горка», «ур» – «змеиный царь»), напротив которого до сих пор стоит ритуальный камень. Казаков утверждает, что в этих краях есть подземные валуны, которые иногда выталкивает на поверхность неведомая сила.

Шушмор – святилище змеиного бога - №7 - открытая онлайн библиотека

Церковь в деревне Пустоша

Святилище представляло собой возвышение, на котором стоял деревянный или каменный идол. Рядом росло священное дерево. Разжигая перед капищем костер, богу приносили человеческие жертвы. Когда-то поблизости от села бил родник: святилища обычно строили вблизи водных источников.

Кроме того, места для строительства святилищ выбирали не случайным образом. Как правило, это были «места силы», где происходили мощные выбросы энергии из недр земли.

Действительно, исследователи неоднократно фиксировали здесь аномалию, выражавшуюся в скручивании линий напряженности магнитного поля, эпицентр которого находился в предполагаемом районе местонахождения таинственного урочища.

Но как объяснить исчезновения людей? Можно предположить, что в зоне излучений у них начиналось помрачение сознания, в результате чего они теряли ориентировку и гибли в торфяных болотах. Или же умирали от змеиных укусов. Ядовитые гады в подмосковных лесах, увы, не редкость.

Заповедная роща

Следы языческой мистики сохранились и в районе поселка Ловцы. Там, где река Цна впадает в Оку, была когда-то посажена помещиком ивовая роща – чтобы укреплять берег во время ледохода.

Ивы выросли великанские – шириной в три человеческих обхвата. В прошлом столетии местные крестьяне боялись туда ходить, так как в Заповедной роще водились лешие и русалки.

В глубокой древности на этом месте тоже была роща. В ней стояли деревянные идолы, которым поклонялись вятичи. С приходом христианства их закопали в землю. Но деревянные божки не находят себе покоя и по ночам выходят на поверхность, пугая добрых людей. А все потому, что земля это непростая, обладающая особой магической энергетикой. Здесь, на Рысьей излучине (нынче уж и название это давно позабыто) когда-то находилось селение Вятка. Где-то там лежит «бел-знамен-камень», на котором вырезано изображение вождя племени – его тоже Вятко звали. Сидит Вятко на черном как смоль туре, а впереди, на спине дикого быка червонного цвета рысь.

Согласно легенде, как-то Вятко спас тонущих в реке молодого дикого черного бычка и красного рысенка. За это волшебные звери стали служить ему верой и правдой. Они помогали ему и на охоте, и в сражениях. В честь своих магических помощников воины-вятичи раскрашивали щиты в красный и черный цвета. Кроме того, они покрывали левую ладонь сажей, а правую – кровью.

Перед смертью Вятко сказал своим соплеменникам, что душа его отныне вселится в смоляного тура и червонную рысь и будет дозором обходить землю вятичей. «Помните, если наступят худые времена – идите в леса дремучие, в болота непроходимые, в рощи заповедные. Зовите смоль-тура да червонную рысь. А чтобы я знал, кто меня ищет, кто помощи ждет, оставьте на тропинке особые знаки – досточку или щепочку, выкрашенные в смоляной и красный цвета. И приду я на те ваши знаки беды, как на зов о помощи».

В XII веке угодья вятичей поделили между собой суздальские и черниговские князья, и городище на Рысьей излучине сровнялось с землей. Но с той поры русские воины накануне сражений проводили на своих щитах черную и красную черты – сажей и кровью. А в Заповедной роще и по сей день попадаются досточки и щепочки, выкрашенные в черный и красный цвета. Говорят, такая находка сулит удачу.

«Блудные места» и «гнезда молний»

В России что ни лес, то «полный чудес». Так, в Калужской области есть зоны с чахлой растительностью, где отмечается необычное поведение животных. Приборы исследователей время от времени фиксируют там повышенный электромагнитный фон. А на востоке области находятся целые три неблагоприятные зоны – в окрестностях деревень Щигры, Огарково и Никитское.

Близ деревни Щигры, расположенной примерно в 7 км на юго-запад от железнодорожной станции Зикеево, по сведениям, полученным от исследовательской группы Андрея Перепелицына, побывавшей там в 1990-х годах, наблюдались странные свечения и неопознанные летающие объекты самых различных форм.

В районе Огаркова почему-то люди часто плутают (не исключая местных жителей). А деревня Никитское расположена вблизи болота, за которым тянется дремучий лес. Жители деревни опасаются туда ходить: почти все деревья в лесу – «больные», стволы их изогнуты причудливым образом. Трава там не растет, не видно животных, не слышно птиц. Зато, по словам неосторожно переступавших границу заповедной территории грибников, путь в чащу им иногда преграждали смутные силуэты, мало напоминающие человеческие… Многие из них ощущали необъяснимое беспокойство и иррациональный страх, порой – головную боль и одышку… Над лесом много раз наблюдали снижающиеся красные шары, компания молодых людей как-то повстречалась с «лешим» – выглядел он как живой пушистый клубок, катящийся по земле.

Шушмор – святилище змеиного бога - №8 - открытая онлайн библиотека

Дерево в аномальной зоне

Наезжали в Никитское и исследователи. Войдя в лес, они сразу же ощутили нарастающее беспокойство. Потом откуда-то из чащи раздался дикий вой. Небо над лесом мгновенно потемнело, и пошел град. Мох побелел от покрывшей его наледи. Люди обратились в бегство. Однако выйти на опушку они смогли лишь через несколько часов… В деревне стояла жаркая погода, на небе ни облачка. Никто не слышал ни о каком граде…

Если отбросить идею сверхъестественных сил, то можно подобрать два объяснения происходящему. Либо «чертовщина» просто мерещилась людям в измененном состоянии сознания, вызванном влиянием электромагнитного излучения, либо в зоне присутствует некая природная аномалия. Кстати, доказано, что некоторые разновидности НЛО могут иметь плазменное происхождение. Уж не плазмоиды ли летают над калужскими лесами?

Севернее деревни Коренево Жиздринского района Калужской области (где 7 октября 1996 года произошел взрыв неизвестного космического тела) есть крохотный островок Машин, названный в честь его первооткрывательницы, члена «Космопоиска» Маши Лоренц. На пространстве площадью 1 м растет всего одна березка. Растительность здесь значительно отличается от окружающего болотистого пейзажа. Но главная аномалия заключается в том, что на островке неисправно работают физические приборы.

Интерес представляют собой и так называемые гнезда молний. К примеру, в Тверской области близ железнодорожной станции Кунья есть лесная местность, куда постоянно бьют молнии. Местные жители опасаются ходить в лес, приписывая активность молний действиям колдунов, которых якобы много в близлежащих деревнях.

Таких мест немало и в лесах Поволжья. Так, в Волго-Ахтубинской пойме вблизи села Каршевитое Волгоградской области есть так называемое Каршевитское займище, куда то и дело бьют молнии и где наблюдаются хрональные аномалии. Например, инженер-электронщик Владимир Гущин как-то в субботу отправился с семьей и друзьями отдохнуть в эти края. Поставили палатку в лесу. Вечером, около 23.00, началась гроза. Владимир вышел из палатки. Молнии били совсем рядом. Он очень испугался, что сейчас шарахнет в их палатку… И вдруг… наступило утро! На небе вовсю сияло солнце, пели птицы. Правда, в воздухе стоял запах озона, а трава в радиусе 500 м была припорошена чем-то вроде пепла.

Гущин стал расспрашивать своих спутников – все они подтвердили одно и то же: была страшная гроза, мгновенно перешедшая в солнечное утро. Никто из них ни на секунду не сомкнул глаз, так что ни о каком сне и речи быть не может. Интересно, что после этого у Владимира появилась странная способность – стоит ему взять у руки неисправный электронный прибор и включить его, как он тут же видит причину поломки.

Похожий случай произошел с исследователем Анатолием Михайловским. С умыслом отправившись рыбачить в аномальную зону, он попал в грозу – и внезапно обнаружил себя стоящим на солнце у палатки. В лесном озере наловил полно рыбы, а когда с уловом шел домой, встретил какого-то старика, удивившегося: мол, в этом месте рыба никогда не клюет и вообще место «содомское». На цветах мать-и-мачехи Михайловский заметил крупинки блестящего пепла…

«Местами силы» слывут и волгоградские Венцы. Есть Венцы задонские – заросшие лесом степные холмы на правом берегу Дона. Здесь наблюдаются НЛО и другие аномальные явления, а еще холмы слывут подходящим местом для медитаций. Однако последнее небезопасно. Рассказывают, что 8 декабря 2001 года во время метели в районе Венцов бесследно исчезла женщина-контактер. А на правом берегу реки Медведицы расположены так называемые медведицкие Венцы. Именно там в июле 2002 года экспедиция «Космопоиска» обнаружила вход в древние палеотоннели.

Ширяевский овраг

Еще одно признанное «место силы» в Поволжье – лес в районе Жигулевской аномальной зоны, близ села Ширяево. Вот рассказ главного режиссера Тольяттинского ТЮЗа Олега Толоченко, в молодости побывавшего в тех краях:

«Ширяево в нашем городе – достаточно популярное среди туристов место. Как правило, дело ограничивается штольнями, Верблюдом ну и, конечно, Каменной Чашей. Меня и моих друзей интересовали больше места, где народу поменьше и побольше нетронутой природы. Туризм для меня занятие не регулярное, и в ширяевских местах я был не больше десяти раз. В основном ходили на Верблюд, но несколько раз в Ширяевский овраг. Один из таких случаев я сейчас опишу.

Дело было на Ноябрьские праздники в 1994 году. Нас было трое: я и мои товарищи Александр и Дмитрий, всем по 22–23 года. Приехали мы в Ширяево из Тольятти (наше место жительства) ближе к полудню и сразу двинулись вверх по Ширяевскому оврагу. Миновав наиболее широкую часть долины, где овраг делает поворот, мы свернули налево в маленький овражек, оказавшись, таким образом, в лесу. Лес был не слишком густой, но попотеть пришлось, никаких троп не было. Пройдя, не сворачивая, чтобы не заблудиться, метров 500, мы решили остановиться, т. к. почти совсем стемнело и дождь начал усиливаться. С самого приезда в Ширяево мелко моросило, и пробираться нам пришлось по грязи, с целлофановыми накидками поверх рюкзаков. В лесу они стали цепляться за ветки, и пришлось их убрать. Так что если не опасность промокнуть насквозь, мы бы, может, прошли еще дальше. Палатку мы поставили в центре овражка и, таким образом, оказались с двух сторон зажаты хоть и не высокими, но горами. Вокруг все было пропитано влагой, и разжечь костер нам удалось с большим трудом.

Тонкие деревья, окружавшие нас, оказались к этому совершенно не пригодными. Стоило ствол лишь слегка толкнуть, как дерево падало благодаря совсем прогнившим от сырости корням. Когда уже совсем стемнело, торчащие из земли гнилые пеньки стали, видимо, из-за обилия в них фосфора, «радовать» нас откровенно кладбищенским свечением. Все говорило о том, что ночь предстоит не скучная.

Попытавшись безуспешно подсушить на костре из тонких веток одежду и отхлебнув из фляжки грамм по сто водки, мы залезли в палатку и довольно быстро уснули. Однако через некоторое время, буквально во сне, я ощутил какое-то тревожное чувство, какой-то душевный дискомфорт. Я открыл глаза и ничего не увидел: темнота была полная. Со звуками было то же самое, абсолютная тишина.

Даже товарищи мои, как назло, спали тихо. Такой тишины я больше никогда не слышал. Отсутствие зрительных и звуковых ощущений вызвало какое-то неприятное головокружение. Я лежал и смотрел в темноту, как вдруг перед моим взором стали появляться смутные очертания кого-то или чего-то. Взгляд мой был направлен к выходу из палатки, и в этом районе стало вырисовываться какое-то существо. Снизу вверх начал появляться силуэт, постепенно стал различим торс или туловище сидящего человека, одетого в светлую или даже белую одежду. Когда дошло до головы, то она начала приобретать далеко не человеческие контуры. Вскоре стало видно, что голова больше похожа на свиную или кабанью. На морде были будто светлые полосы, напоминающие окраску енота. Фигура была неподвижна и смотрела на меня. Выражение лица или морды зловещим не было, в нем присутствовало что-то человеческое. Может быть, от этого или по какой-то другой причине страха я не испытал. Я даже не переставал осознавать, что это видение, а не реальность. Тем не менее, видения меня никогда не посещали. Даже в состоянии подпития или курения травки в далеком несознательном юношестве я всегда жалел о своей неспособности терять хотя бы на короткое время рассудок и через это снимать стресс. Вскоре мой гость растворился в темноте, и глаза вновь потеряли способность что-либо различать в черной ночи. Я заснул, не слишком серьезно отнесясь к произошедшему. Ну, подумаешь, показалось! Через какое-то время (может, через час) я снова проснулся. Теперь причиной был отдаленный треск сучьев в лесу. Когда появился фильм «Ведьма из Блэр», я испытал подлинное дежа-вю в сценах, где туристы в палатке прислушиваются к точно таким же звукам (к счастью, в моем случае детских голосов не было).

Однако тут я уже немного струхнул. Еще бы! Турист я малоопытный, насквозь урбанизированный, а тут еще перед походом наслушался про секачей, активизирующихся по осени. Вряд ли по ночам, успокаивал я себя, прячась от звуков с головой в одеяло, дикие животные будут бегать по лесу. Но тогда кто?! Разыгравшееся воображение отогнало сон и, возможно, оно и пригнало спустя некоторое время, когда звуки стихли, следующие видения. Их я уже помню с трудом. Дело в том, что у меня вообще проблема с информативной памятью, я практически не запоминаю подробностей. У меня это компенсируется точной способностью фиксировать атмосферу, настроение, психологическое и душевное состояние, из чего и составляется моя «копилка» впечатлений. Но то, что теперь «гостей» было несколько, и они были очень похожи на первого, это точно. Они также были неподвижны и «сидели» опять же у нас в ногах.

Когда они растворились, я еще долго пролежал без сна в тревожном ожидании повторения звуков и несколько раз их дождался. Они будто раздавались с разных от нас сторон, но примерно в одном радиусе, не удаляясь и не приближаясь. Стихло к рассвету, и я, наконец, отключился окончательно.

Утром я поделился своими ночными переживаниями с друзьями, и, к моему удивлению, они надо мной не только не посмеялись, но даже рассказали нечто подобное из собственных впечатлений.

Впрочем, их я здесь привести не могу по вышеуказанной причине. Дождь ночью стих, и мы, перекусив, решили осмотреть местность.

Я взял с собой старый «ФЭД» и не пожалел. Пейзаж вокруг нас был достаточно однообразный, похожие друг на друга черные голые деревья и кусты равномерно росли по оврагу и склонам.

В первую очередь мы решили подняться на ближайший от нас склон в юго-западном от палатки направлении. Хотелось хоть как-то осмотреться.

Удалившись врассыпную метров на 20–50 (плохо помню) от стоянки, один из товарищей неожиданно нас окликнул. Подойдя, мы увидели на земле перед ним груду костей. Они лежали в пределах видимости из лагеря, но кусты и стволы лежавших на земле деревьев не позволяли нам обнаружить их ранее. Скелеты лежали скученно, но не вперемешку. Нам не сразу удалось их идентифицировать, но в результате, по нашим неквалифицированным предположениям, мы различили двух лосей и нескольких кабанов. С кабанами был, насколько я помню, «некомплект», и нам не удалось определить их точное количество, но то, что их было не меньше трех, это точно.

Конечно, все это могли сделать разгорячившиеся охотники, но уж как-то аккуратно костяки лежали, без признаков разделки. Обнаруженная нами пара рогов также ставила версию с охотниками под сомнение. Следов пребывания человека мы вообще в нашей местности не обнаружили ни разу… Вернее, почти ни разу, но об этом чуть позже.

Я сделал несколько снимков нашей находки. Тогда фотосалоны только завоевывали рынок, и черно-белые фотографии мы печатали сами. Печать этих фотографий неожиданностями никакими не сопровождалась.

С собой я также брал в поход аудиоплейер. Он работал тоже без проблем. Впрочем, он так и не пригодился. Дело в том, что у нас была в то время традиция повсюду таскать с собой кассетник для «усиления атмосферы». Послушать ночью у костра Pink Floyd, King Crimson, Doors, Led Zeppelin, из наиболее «мистических» вещей которых мы составляли сборники, было настоящим шиком. Представляете «No Quarter» Led Zeppelin в глубине ширяевских штолен? Так вот, атмосферка в том месте не нуждалась ни в каком усилении. Черные гнилые деревья, промозглая ноябрьская сырость, белеющие на многолетней толще листвы костяки и возобновившийся отдаленный треск сучьев начали возвращать уже при тусклом свете дня, как казалось, отступившую тревогу.

Несмотря на это, нашим следующим решением стало: налегке продвинуться в глубь леса. Моим более опытным друзьям захотелось докопаться до причины лесных звуков. Мне этого хотелось не очень, но, раз уж здесь оказался, значит, выбора нет. Я предложил согреться (для храбрости), и мы двинулись от палатки вверх по своему овражку. Дождя не было, и мы пошли в свитерах без курток, благо мороз еще за дело в этом году не принимался. Мы не прошли и ста метров, когда стало накрапывать. С каждым нашим шагом в глубь леса дождь усиливался, и вскоре идти стало невозможно. Мы вернулись, но через несколько минут дождь быстро стих. Посчитав, что это ненадолго, решили подождать, но дождь не возобновлялся. Снова двинулись в том же направлении; ситуация повторилась точно как в первый раз. В шутку предположили участие здесь каких-то местных сил. Пришлось вернуться. У палатки вновь накрапывать быстро перестало. На этот раз всем «врагам» назло взяли с собой целлофановые накидки. Третий раз – тот же сценарий, но мы уже, несмотря ни на что, идем дальше. Кусты и ветки деревьев становятся все гуще и нещадно срывают с нас накидки. Дождь, оказывается, до этого момента атаковал нас вполсилы. Уже не накрапывало, а лило. Еще метров через 100 желание дальше искушать природу или кого-то еще нас покинуло.

Остаток дня мы провели под растянутым над костром целлофаном, так как лить уже не переставало. Было ощущение, словно на нас кто-то не на шутку рассердился. К ночи дождь перестал, и лес снова погрузился в мертвую тишину. На этот раз она, к моему ужасу, прерывалась не просто хрустом веток, а звуком падающих в таком же примерно от нас радиусе деревьев.

Ветра не было совершенно, и что заставляло небольшие деревья самостоятельно падать на землю, я не понимаю. Пролежав в напряжении добрую часть ночи, я засыпал на короткие промежутки, чтобы тут же просыпаться от нахлынувших лесных кошмаров. Так, вдоволь натерпевшись этой ночью первобытного ужаса, я уснул лишь под утро. Мои более брутальные товарищи, немного послушав со мной «звуки природы», уснули гораздо раньше. Видения, насколько помню, нас на этот раз не посещали. На следующий день дождь начал лить уже без наших провокаций.

Загнанные в палатку непогодой и утомленные мрачной гнетущей атмосферой, мы перетерпели еще одну ночь и наследующее утро решили собираться домой. Как это ни банально, но, как и следовало ожидать по закону жанра, при подходе к Ширяево погода стала улучшаться.

Кстати, мой отец клялся лет 10 назад, что видел с другом ночью в тех местах йети. Тот подходил, когда они сидели у костра, постоял и ушел…»

Агрызский лесоповал

Еще одна мощная энергетическая зона Поволжья находится в Агрызском районе Татарстана. Летом 1990 года туда отправилась экспедиция уфологической группы «Окно».

Как только исследователи углубились на своем уазике в лес, вокруг наступила тишина. Светило солнце, но птицы не пели, листья не шелестели, а у людей появилось неприятное гнетущее чувство.

Шушмор – святилище змеиного бога - №9 - открытая онлайн библиотека

Поваленный лес

В сосняке уфологи наткнулись на поваленные по кругу деревья. Диаметр повала составлял около 10 м. Сосновые стволы диаметром от 10 до 25 см были сломаны, как спички, на высоте около 3 м от земли и «смотрели» в одну точку. При этом макушки и ветви остались нетронутыми, хотя смерч обычно вырывает деревья с корнем. Биорамка в этом месте вращалась вокруг оси, что указывало на мощное энергетическое поле.

В 50 м от сосняка, в низине, исследователи обнаружили еще три повала лиственных деревьев. Стволы берез и лип, заросли кустарника были причудливо закручены и пригнуты к центру окружности – как и в сосняке, деревья валило по кругу.

Обратив внимание на показания компаса, участники экспедиции заметили, что в отдельных точках стрелка указывает разное направление. Отклонение составляло от 3 до 5 градусов. Это свидетельствовало о наличии магнитных аномалий.

Выбрав место для стоянки и установив палатку, уфологи отправились в близлежащую деревню. Как ни странно, путь к ней – около 3 км – занял более часа. К сожалению, у исследователей не было с собой приборов, способных выявить хрональную аномалию.

Опрос деревенских жителей показал, что половина из них видели в окрестностях неопознанные летающие объекты.

Обычно они двигались на низкой высоте над лесами и полями. Чаще всего это наблюдалось весной – в апреле-мае. Именно в это время в лесу «ломало» деревья. По всей вероятности, «лесные» аномалии были тесно связаны с активностью НЛО.

Одно из наблюдений НЛО относится к 27 марта 1990 года. Вечером над лесом появилось яркое зарево, затем сверху ударил тонкий луч света и по направлению к кладбищу стал спускаться огненный шар. Однако точного места «посадки» определить не удалось.

Исследователи не поленились сходить на перепаханное поле, где якобы приземлялся объект. Биорамки уловили там слабовозмущенную энергетику.

Вернувшись в сумерках в лес, к месту стоянки, участники экспедиции ощутили воздействие непонятного энергетического источника. Неожиданно на краю поляны они увидели странное существо. Оно было невысокого роста, но мощного телосложения, с огромными передними конечностями и неприятными заостренными чертами лица, чем-то похожими на рыбьи.

Тело существа слабо светилось. Исследователи приблизились к нему на расстояние около 5 м, и тут тело стало темнеть, «гаснуть». Уфологов охватил необъяснимый ужас, и они сочли разумным отправиться восвояси.

Когда они вернулись к костру, приключилась еще одна странная история. Облака на вечернем небе вдруг стали приобретать прямолинейные формы и наконец превратились в ровные стрелы, устремленные в одном направлении.

На следующее утро уфологи поначалу не заметили ничего необычного. Лишь неподалеку от места, где вчера стояло неизвестное существо – то ли снежный человек, то ли инопланетянин, то ли биоробот, – они наткнулись на свежесломанную сосенку.

К ночи небо заволокло тучами. Послышался шум, будто от дождя. Однако это шумели деревья, раскачиваемые ураганом. Но люди этого не чувствовали. Да и деревья у них за спиной стояли не шелохнувшись.

Ветер дул в разных направлениях. Создавалось впечатление, что над деревьями бесшумно пролетает какое-то невидимое тело, от которого исходит мощный поток воздуха.

Когда сели ужинать у костра, на одного из исследователей, Анатолия Филиппова, навалилась внезапная сонливость, все тело отяжелело. Уронив голову на колени, Анатолий увидел перед собой квадрат из четырех ярких точек. Открыл глаза – но они остались на месте. Потом на какое-то время исчезли, но появились вновь. Теперь они превратились в четыре маленьких квадратика. Снова исчезли – и вернулись как четкий квадрат из четырех квадратиков поменьше. Однако Анатолий не придал этому особого значения. Дождь усилился, он забрался в палатку и уснул. Только позднее он узнал, что «квадратики» – это приглашение к контакту. С таким феноменом уже сталкивались исследователи в других аномальных зонах. Филиппов так и не вступил в контакт, разве что во сне, но воспоминания об этом не сохранились.

Что же происходило с уфологами? Не будем обсуждать, действительно ли имел место контакт с «представителями высшего разума». По всей вероятности, они попали под аномальное воздействие, возможно, электромагнитного характера, которое вызвало галлюцинации.

«Черные дыры» под Псковом

По мнению некоторых исследователей, в лесах под Псковом расположен «вход в ад». Что же заставляет их так утверждать?

К примеру, есть под Псковом Чертова поляна, где будто бы можно встретить огромную черную собаку, из пасти которой вырывается огонь. Такие существа появляются в разных частях света. Много раз людей, оказывавшихся на пути черной собаки, обжигало огнем. Рассказывают, что иные из них даже погибли…

Особого упоминания заслуживают так называемые «блудные места» Псковщины. Так, в районе деревни Малахово расположен лес Цигельна, где люди нередко блуждают. В соседнем лесу Дубье в 1996 году пенсионерка Вера Владимировна Кузько, гостившая в это время в деревне у матери, видела поломанные непонятной силой деревья, странную круговую вмятину на земле и какие-то «нездешние» камни. Один из них лежал под елью, не доходя до леса Петракова лядина. Он был расколот на четыре части. Поверхность его выглядела «подпаленной» – йодно-черного цвета, а в середине цвет был густо-розовым, с буро-свекольными вкраплениями. Внутренности камня казались усыпанными светящимися блестками. Точно так же «светились» и шляпки росших рядом больших мухоморов. А над лесом на высоте 4–5 м висела «черная-пречерная дыра», рваная по краям. В. Кузько также показалось, что из дыры выходят какие-то существа… Кстати, на старой дороге в Вотеселово, на краю горелого леса, лежит еще один странный камень-валун. Может, речь идет о метеоритах?

На северо-западе Порховского района Псковской области, близ реки Удохи, есть деревня Дубровно. У этого поселения очень древняя история, впервые оно упоминается в летописях в 1137 году. Там до сих пор сохранились развалины древнего городища. Вблизи таких мест нередко происходят всякие «странности». Вот история, поведанная журналисту Виктору Корневу одним лесником из Струго-Красненс-кого района по имени Кузьма:

«Было это в военном 1944 году, я был тогда еще совсем пацаненком десяти лет, и жили мы с матерью и бабкой в той самой Дубровне. Отец перед войной увез нас из Пскова в деревню – там легче было прокормиться. И вот как-то осенью собрались мы в очередной раз с соседским мальчишкой, тот постарше был, в лес за грибами. Вышли рано утром, чтоб к обеду домой воротиться. Грибов в военные годы было – косой коси, собирать-то особенно некому. Мы обычно привязывали одну большую корзину за плечи, а две другие, поменьше, брали в руки. Собирали только белые, их на зиму засушивали, и мать с бабкой из них чего только не готовили. Сейчас таких блюд и не встретишь уже. Окрестные места мы знали очень хорошо, поэтому нас и отпускали без боязни. На всякий случай всегда брали с собой Барбоса – местного собачьего короля.

Ходили мы часа два-три, по две полные корзины уже собрали и решили углубиться дальше в леса, поскольку поблизости уже все выбрали. Обошли небольшое болото и вышли к дубняку. Грибов там было видимо-невидимо. Быстро наполнили последние корзины и сели перекусить и передохнуть. На солнышке задремали под чуткой охраной нашего пса.

Проснулся я от толчка в бок. Мой друг, оглядываясь вокруг, спросил: «Ты помнишь, откуда мы пришли?» Я тоже оглянулся по сторонам и растерялся – мы были совсем в другом месте, нежели то, в котором погрузились в сладкий мальчишеский сон. Я отчетливо помнил, что расположились мы на полянке под небольшим дубком, с которой еще было видно болото, из-за которого мы и пришли. Здесь же был густой сосновый лес, сквозь крону деревьев едва пробивало солнце. «Леший водит», – подумал я, и по телу пробежал озноб.

Собрав все свои корзины, мы стали пытаться наугад зацепиться взглядом хоть за какие-нибудь знакомые ориентиры. Тщетно. Кругом все не то. И не было нашего пса-охранника. Сплошной труднопроходимый лес. Война научила нас трудностям, поэтому мы тогда особо не растерялись, а просто интуитивно решили идти в том направлении, где, по нашему мнению, могла находиться деревня.

Прошли минут двадцать, лес становился все гуще и гуще. Мы повернули обратно и пошли в противоположную сторону – опять сплошной лес.

Наконец вышли на небольшую поляну, попытались как-то определиться по солнцу. «Пойдем туда», – махнул куда-то рукой друг. Через полчаса мы окончательно поняли, что заблудились всерьез.

«Это точно леший по кругу водит», – решили мы, когда пришли точно на то же место, от которого ушли: на траве лежали остатки нашего завтрака – яичная скорлупа и огрызки яблок. Сказки про лешего мы никогда всерьез не воспринимали, хотя деревенские бабки и поговаривали, что балует в лесу иногда кто-то неведомый.

Вспомнили и про случай, когда в прошлом году у соседского деда-инвалида пропала корова, пасшаяся на лугу в ста метрах от дома. Обнаружил он ее через два дня в лесу, привязанной к дереву – мычала она так, что дед услышал и узнал ее голос за версту. На людей никто и не подумал, в войну такими шутками не баловались, списали на лешего.

Мой товарищ залез на сосну повыше, осмотрелся и сказал, что видел недалеко какую-то поляну. Мы решили идти к ней и минут через десять вышли к поляне. В ее середине росло три молодых дубка. Не зная, куда идти дальше, мы решили сделать небольшой привал.

Пока жевали оставшиеся яблоки и размышляли, что делать дальше, неожиданно наступила какая-то оглушительная тишина, как будто мы оказались глубоко под землей. Стих осенний ветер, который до этого довольно сильно раскачивал верхушки сосен. Это ощущение полного умиротворенного покоя я запомнил на всю жизнь. И тут случилось нечто еще более странное: все три молоденьких дубка, словно по чьей-то команде, наклонились чуть ли не до земли в сторону давно перевалившего за зенит солнца, застыли на несколько секунд, потом медленно выпрямились. Мне показалось, что на деревьях даже листочки не пошевелились.

Перепугались мы сильно, но сообразили, что это вроде как чья-то подсказка, похватали корзинки и побежали в нужном направлении.

Каково же было наше удивление, когда на краю поляны мы обнаружили едва заметную на глаз тропинку, которая вела в глубь леса. Через некоторое время вышли на другую поляну, побольше первой. В центре опять стояли три дубка. Мы остановились перед ними и по-детски беспомощно стали ждать помощи.

Через несколько минут повторилась та же история, что и на предыдущей поляне, только наклонились дубки в сторону той же тропинки, по которой мы только что шли, предлагая идти по ней обратно. «Что, неужели опять шутки лешего?»

Дубки выпрямились, и лес снова зашумел, завыл ветер. Мы пошли обратно. И вот тут случилось то, что я до сих пор считаю чудом, – пройдя по уже знакомой тропинке в сторону первой поляны, через положенное время мы ее не обнаружили, зато лес внезапно кончился и мы увидели в полукилометре от нас родную Дубровну. В деревне нас давно уже искали и почти что похоронили, потому что, оказывается, мы отсутствовали вторые сутки.

Когда дома все рассказали, бабка где-то батюшку отыскала, он ночью приходил, какие-то молитвы читал, святой водой кропил. Больше в моей жизни ничего подобного никогда не происходило, а этот случай запомнил навсегда, сколько уже лет прошло, а до сих пор помню все до мельчайших подробностей. Жалко, Барбос так и не вернулся».

Еще одно известное «адское место» на Псковщине – Чертов овраг в Плюсском районе, близ села Ляды. Овраг зарос папоротником, путь там преграждают поваленные деревья. Еще ручеек пробивается… С давних времен пользуется это место дурной славой.

До революции в окрестностях оврага пропало несколько крестьян. В 1928 году здесь бесследно исчезла целая бригада из семерых лесорубов. А в 1931-м сгинули невесть куда семьи девятерых местных кулаков. Кто говорил, что их выселили на Колыму, а кто – что их «забрал» Чертов овраг… Проверить эту гипотезу невозможно.

В 1974 году в Чертовом овраге пропала компания грибников из Ленинграда. Двое из них спустя неделю вышли из леса. Но они находились в невменяемом состоянии и ничего не могли толком сказать о том, куда подевались пятеро их товарищей…

Удивительные события приключились в этих краях несколько лет назад с известным телеведущим Евгением Евгеньевичем Н. Вместе с друзьями он отправился по грибы в район села Ляды. Грибники разбрелись кто куда. Когда все собрались, а Евгения Евгеньевича не оказалось на месте, его товарищи поначалу не заволновались: Н. прекрасно ориентировался на местности. Но шли часы, а его все не было.

Искать телеведущего начали на третьи сутки, когда надежда, что он выберется из леса сам, уже испарилась. Но ни одна собака не смогла взять след.

Лишь на десятый день Евгения Евгеньевича обнаружил в кустах Андрей, житель села Рудно, что на краю Чертова оврага. Бабушка Андрея учуяла от оврага странный запах – будто пахло гниющими грибами. Раньше она этого «аромата» не чувствовала, и это ее встревожило. Баба Нина рассказала о своих «глюках» внуку. К тому времени уже все окрестные жители знали, что в их краях ищут пропавшего грибника. А вдруг бабушкина «галлюцинация» связана с ним, подумал Андрей и вместе с товарищами отправился обследовать овраг.

Именно Андрею в конце концов повезло. Когда он прочесывал кусты, кто-то окликнул его слабым голосом:

– Эй, приятель, дай закурить!

В кустах лежал худой пожилой мужчина. Похоже, он бредил.

Евгения Евгеньевича срочно доставили в больницу. Врачи диагностировали обезвоживание организма, белковое голодание и в придачу сердечную недостаточность. Еще пара часов – и он не выжил бы!

Как только Н. немного пришел в норму, он поведал о своих злоключениях. Да, ему пришлось несладко. Набрав лисичек – место оказалось и впрямь грибное! – телеведущий внезапно обнаружил, что не может отыскать пути назад. Долго он бродил по оврагу кругами, но так и не увидел ни дороги, ни людей, у которых можно было бы справиться о том, в какую сторону идти… В овраге царили зловещие сумерки – солнце заслоняли гигантские папоротники и завалы из корабельных сосен. Постепенно Евгений Евгеньевич потерял ощущение времени. День сменялся ночью, но он не знал, сколько суток уже вот так ходит по оврагу, поедая сырые грибы из корзины.

Потом у него начались галлюцинации. Ему казалось, например, что он гуляет по заброшенному пионерлагерю. А между тем никаких пионерских лагерей поблизости никогда не было. Однажды ему послышалось, как за пригорком прогрохотал лесовоз. Н. двинулся на звук – тщетно, только уперся в глухие заросли, а шум стих.

Наконец силы оставили незадачливого грибника и он, свернувшись калачиком, улегся на подушку изо мха. «Либо меня найдут, либо я умру», – безразлично думал заблудившийся, охваченный апатией. Тут и подоспело спасение.

Что ж, всем этим событиям опять же можно подыскать совершенно реалистическое объяснение. «Огненная собака» и опаленные камни могут быть связаны с какими-то подземными, даже вулканическими процессами или же «деятельностью» молний. Что же касается «блудных феноменов», то они, как уже говорилось выше, по всей вероятности, имеют психологическую природу.

Лес друидов в Покаини

На территории Латвии, совсем недалеко от Риги, расположена, возможно, самая мощная аномальная зона в мире – Покайнский лес …

Об особенностях этого места заговорили в 1996 году после того, как рижский исследователь Ивар Викс поведал журналистам о странных метеорологических аномалиях и загадочных свойствах камней… Вскоре после этого Викс скончался от какой-то непонятной болезни.

Исследования продолжил другой латвийский ученый – Евгений Сидоров, по профессии физик-радиоэлектронщик. Он выяснил, что Покайнский лес является местом паломничества многочисленных туристов, привлеченных слухами о том, что он обладает целительной силой.

Действительно, место таинственное. Рельеф холмистый, холмов ровно тридцать. Листва у дубов отчего-то растет лишь с одной стороны. Но самое главное – здешние камни! Никто толком не может ответить на вопрос, откуда взялись эти увесистые валуны. Самое распространенное предание гласит, что паломники, которые съезжались со всей Европы, привозили сюда камни, которые оставляли в лесу как символ освобождения от грехов.

Еще в давние времена Покайнский лес считался необычным, сакральным местом. С этим поверьем связано множество легенд. Например, рассказывают, что здесь собирались тридцать жрецов-друидов, каждый из которых управлял погодой со «своего» холма. Между прочим, по словам местных жителей, в Покайни всегда стоит хорошая погода. Даже если совсем неподалеку идет снег или дождь, над лесом беззаботно светит солнце. Это отмечают и исследователи.

Далее, согласно легенде, здесь под одним из холмов покоится какой-то объект. Кто говорит, что это радиоактивный метеорит, кто убежден, что это древнее захоронение. Кстати, камни на этом холме, носящем название Зиккурат,  выложены в строго определенном порядке – сориентированы по частям света. Похоже, некогда каменная кладка служила компасом.

Шушмор – святилище змеиного бога - №10 - открытая онлайн библиотека

Покайнский лес

Между тем археологам, ведущим раскопки, пока никаких захоронений обнаружить не удалось. А местный историк Янис Граудонис вообще утверждает, что гипотеза о «сакральности» Покайнского леса – полная чушь: просто-напросто крестьяне свозили сюда камни, убранные с полей… Еще один вариант: камни привезли в Покайни для строительства княжеского замка, но замок так и не был построен. Однако у обеих версий нет никаких доказательств.

Зато у «сакральной» версии доказательств – хоть отбавляй! Прежде всего речь идет о температурных аномалиях. Многие из валунов теплые на ощупь. И у них действительно имеются целебные свойства: одни лечат от болезней суставов, другие – от остеохондроза, третьи – от женских заболеваний. Но есть и «опасные» камни, прикосновение к которым чревато негативными последствиями. Порой туристы, поддавшись искушению, забирали приглянувшийся валун с собой на память – и потом горько жалели об этом: вскоре они становились жертвой недугов или даже. несчастных случаев!

Еще одна странность – на лесной поляне под древней сосной есть точка, где температура всегда выше, чем у окружающей среды: тепло откуда-то снизу распространяется по всему телу, согревая даже в лютый мороз.

Существуют тут и «классические» аномалии: на территории Покайни нередко выходят из строя различные приборы, часы и компасы дают неправильные показания. Но радиация вопреки ожиданиям находится в пределах нормы.

По словам американского профессора Джима Хуртока, посетившего эти края в середине 70-х годов прошлого столетия, спутники НАСА зафиксировали в районе Прибалтики странное излучение. Его диаметр составлял 350 км, а эпицентр находился в Покайни… Энергетического поля такой величины нет больше нигде на Земле.

Есть ли данному феномену какое-то объяснение? По мнению Е. Сидорова и других исследователей, аномальные явления в Покайнском лесу могут быть связаны с повышенным электромагнитным фоном. Возможно, в этом «повинны» залежи магнитных руд, выбросы подземных газов, а также сейсмическая активность.


Прочитайте также: