Что следует петь на Литургии по возгласе: «Спаси, Боже, люди Твоя» накануне Троицына дня?

Для решения первого вопроса: «Следует ли петь вместо «Святый Боже» «Елицы во Христа крестистеся»? - должно напомнить всякому те слова, которые поются при водоосвящении перед «Святый Боже». Слова эти следующие: «Пресвятая Богородице Дево, рук наших дела исправи, и прощение прегрешений наших испроси, внегда пети нам Ангельское пение». Ангельское пение, или Ангельская песнь, - это Трисвятое. По церковному преданию, эта песнь введена Церковью в богослужение при следующих обстоятельствах: в Константинополе во время одного землетрясения при императоре Феодосии XI христиане вместе с архиепископом своим Проклом выбежали в испуге за город и там стали молиться. Во время этого молебного пения один отрок в молитвенном восхищении слышал, как на небе Ангелы Божий пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Народ, узнав об этом откровении, тотчас же запел Ангельскую песнь в честь и славу Трисвятого Бога - с прибавлением смиренного моления «Помилуй нас», - и землетрясение прекратилось. И с той поры эта Ангельская песнь вошла в употребление во всей христианской Церкви под более известным именем Трисвятого. Ее-то и разумеет Православная Церковь, когда научает нас петь при водоосвящении: «Внегда пети нам Ангельское пение». Песнь «Христос воскресе» нигде не называется Ангельской песней. Поэтому совершенно напрасно некоторые священники заменяют во время освящения воды на Святой Неделе эту Ангельскую песнь словами Апостольскими: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Но говорят: «На Литургии во всю пасхальную Неделю вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». Что на Литургии в течение пасхальной недели Трисвятое заменяется словами Апостольскими, на это есть, или, вернее сказать, были свои уважительные причины. В древности накануне праздника Пасхи, а также накануне праздников Пятидесятницы, Рождества и Крещения Господня и в Лазареву субботу совершалось крещение оглашенных, которые во всю Святую Неделю, а равно и в праздники Пятидесятницы, Рождества и Крещения Господня и в Лазареву субботу приобщались вместе с верными Пречистых Тайн Христовых. Святая Церковь, разделяя с ними их высокую и чистую радость и вместе с тем научая их, какой великой милости они сподобились через Таинство Крещения, и узаконила петь в эти дни, вместо Трисвятого, или Ангельской песни, слова Апостола «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», - те самые слова, кои оглашенные слышали тотчас после своего крещения и миропомазания и которыми Святая Церковь тогда выражала их радость. При пасхальных водоосвящениях никого из оглашенных не бывает, да и напоминания о них тоже не бывает. Следовательно, нет ни малейшего повода заменять Ангельское пение, или Трисвятое, словами Апостольскими.

Касательно второго вопроса: «Можно ли во время погружения Животворящего Креста Господня при водоосвящении на пасхальной Неделе петь два раза «Спаси, Господи, люди Твоя», а в третий раз «Христос воскресе»? - отвечаем: при таком пении замечается, прежде всего, некоторая непоследовательность и нелогичность; почему два раза поется «Спаси, Господи, люди Твоя», а в третий, и именно в последний раз, «Христос воскресе»? Почему не все три раза «Христос воскресе»? Ответа на это можно ожидать такого, какой и действительно дают: «Ради праздника Воскресения Христова». Но почему же ради этого величайшего из всех праздников «Христос воскресе» поется только один раз, тогда как именно ради величия праздника следовало бы уже петь или все три раза, потому что при всяком другом случае «Христос воскресе» обыкновенно поется трижды или уж, по крайней мере, перед «Спаси, Господи, люди Твоя»? Вместо предполагаемого исповедания величия праздника Пасхи не делается ли тут уничижения и умаления его?

«Ну, хорошо, - скажут нам сторонники нововведений, - мы и станем петь три раза «Христос воскресе» вместо «Спаси, Господи, люди Твоя» или один раз сначала, а потом два раза «Спаси, Господи, люди Твоя» -- станем петь именно ради величия праздника.

Таким скорым охотникам изменять церковные уставы можно так ответить: если ради величия праздника Пасхи можно петь, при водоосвящении в Неделю Пасхи, вместо «Спаси, Господи, люди Твоя» «Христос воскресе» три раза или один раз вначале или потом, то на том же самом основании в праздник Рождества Христова можно петь вместо «Спаси, Господи, люди Твоя», при погружении Креста Господня во время водоосвящения, «Рождество Твое, Христе Боже наш»; в праздник Пятидесятницы - «Благословен еси, Христе Боже наш»; а потом дойдет и до того, что в праздник Благовещения будем петь ради величия праздника, при погружении Животворящего Креста Господня, «Днесь спасения нашего главизна», в праздник Успения - «В Рождестве девство сохранила еси» и т.д.,- конца не будет произвольным нашим отступлениям.

Разъяснение о крестных ходах

Таврическая Духовная консистория по вопросу о том, какие крестные ходы можно и какие нельзя совершать без разрешения высшего начальства, определением, утвержденным его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием, епископом Таврическим и Симферопольским, постановила: духовенству Таврической епархии через «Епархиальные ведомости» объяснить, что без разрешения высшего начальства не может быть дозволяемо совершение крестных ходов вновь, нарочито учреждаемых по случаю особенных каких-либо важных событий или происшествий в приходе. Что же касается обычных в среде православного народа крестных ходов, совершаемых по желанию прихожан: для освящения полей, или колодцев, во время засухи, бездождия или другого какого-либо всеобщего бедствия, то таковые ходы всегда могут быть совершаемы и без особого разрешения начальства, подобно тому, как совершаются крестные ходы во время освящения воды в день Богоявления, Преполовения Пятидесятницы и 1 августа, равно как и крестные ходы или процессии при погребении умерших, потому что в подобных случаях Церковью положено не только неотложно совершать крестные ходы, но и составлены на сии случаи ектений и молитвы; государственными же законами подобные крестные ходы не воспрещены. Но при подобных крестных ходах надлежит наперед уведомлять местную полицейскую власть для принятия должных мер к предупреждению беспорядков.

Руководство на случай освящения храма по поручению архиерея архимандритом, игуменом, протоиереем или иереем. Что нужно приготовить к освящению? [1]

Настоятель с причтом приготовленного к освящению храма должен иметь ко дню освящения следующие вещи: медную маленькую кастрюльку для воскомастики, один фунт желтого воска и по десяти золотников: мастики, простого и росного ладана и алая из аптеки - толченых четыре камня, пять или более полотенец, две бутылки красного вина - одну к освящению, другую к Литургии, бутылку розовой воды, несколько пузырьков духов, шесть губок грецких - одну для потира, а остальные для освящения, один чистый столовый нож, шелковый или бумажный шнур от двадцати до тридцати аршин, смотря по величине престола, две антидорных тарелки, на коих можно было бы подать начальствующему все вещи при освящении престола, показанные выше, пятнадцать или двадцать свечей для священников (зажигаются на всенощном бдении, на освящении воды и при освящении храма в свое время), водосвятную чашу небольшого размера с кропилом. Все поименованные вещи должны быть помещены на столе за престолом, где позволит место. Кроме них, в самый день освящения на том же столе, в каком-либо сосуде, должна быть приготовлена и теплая вода. На другом, большом столе, обшитом белым полотном и поставленном среди церкви, должны быть размещены принадлежности жертвенника и престола в следующем порядке: на левой половине стола должны быть уложены поперек покрывало на жертвенник, на него одеяние и полотняная срачица на жертвенник, а на них напрестольный покров, одеяние и полотняная срачица, на них воздухи и илитон, а на другой половине стола: ковчег, Евангелие, крест, потир, дискос, звездица, копие, лжица, тарелочки, губки в антиминс и потир. И потом этот стол должен быть покрыт поверх вещей прозрачной белой материей, например, тюлем, сколько нужно по размерам стола. У этого стола ставят два аналоя, а на них кладут три уже освященные иконы - Спасителя, Божией Матери и храмовую в малом размере - и поставляют вокруг стола и аналоев семисвечник, если он есть, и выносные подсвечники числом два, четыре, шесть, восемь или сколько угодно, которые, впрочем, перед началом освящения храма должны быть убраны, а употреблены только во время всенощного бдения для большего света и благолепия в храме, так как перед местными иконами, еще не освященными, свечи не зажигаются, да и священнослужители всенощное бдение совершают не в алтаре, а среди храма за вышеупомянутым столом, при закрытых Царских вратах. Кроме сего, нужно приготовить: священнических и диаконских облачений, по числу служащих, примерно семь риз и восемь стихарей; священников при освящении может быть от трех до семи или даже до восьми. Так, например, при совершении крестного хода вокруг храма начальствующий несет святой антиминс, а следующая пара священников идет с ним и поддерживает его под руки; следующая за ними пара священников несет крест и Евангелие, а следующая за этою пара - иконы Спасителя и Божией Матери; кроме сих, должен быть еще священник, который идет впереди крестного хода и кропит храм и предыдущий народ. Совершать же Литургию можно втроем или впятером. Диаконов должно бы быть четыре: из них один с начальствующим, один держит воскомастику один - святую воду, и один подает все вещи к освящению; но в случае недостатка, для этой надобности могут быть приглашены и псаломщики; кроме сих, еще нужно трое стихарных: один должен подавать кадило, другой читать часы и третий держать книгу начальствующего при освящении; еще нужны и певцы. Нужны запоны (фартуки) для священников, по числу служащих, завеса в алтарь на Царские врата, и завеса близ западных дверей коленкоровая. Последнюю можно устроить на проволоке или шнуре в храме; в противном случае поступить так, как сказано в Требнике. Нужно приготовить несколько экземпляров Служебников для священников, а также весь круг богослужебных книг, два кадила, фонарь для крестного хода, две диаконских свечи, покровец, от трех до пяти стульев или табуреток. Кроме стола для благословения хлебов, который должен будет употребляться и во время освящения под святой антиминс, когда его принесут в храм и поставят там перед завесой, нужен еще столик или аналой под святой антиминс, когда он, во время совершения всенощного бдения, будет находиться в приготовленном к освящению храме у местной иконы Спасителя. Утром перед освящением воды, во время перезвона, святой антиминс переносится священником с диаконом в преднесении свечи в ближайший освященный храм, если таковой имеется, а если такового нет, то оставляется на том же месте, т.е. перед местной иконой Спасителя до крестного хода. Святой антиминс должен быть положен на дискос, накрыт сверху звездицей и покровцем; перед ним во всю ночь должна гореть лампада; срачицы на престол и жертвенник должны быть примерены заблаговременно; нужно при сем рассмотреть, нашиты ли на них кресты, по уставу ли сделан престол и есть ли на углах его для гвоздей и на боках доски для верви выемки, а равно - хорошо ли устроен жертвенник. Престол делается высотой в аршин шесть вершков, а ширина и длина бывает по размерам алтаря и Царских врат. Утром до звона приготовляется воскомастика. Для сего берут вышесказанное количество желтого воска, растопляют его на огне, потом влагают в него и прочие показанные выше толченые вещи, но кипеть всему этому составу много не дают, чтобы не полился из кастрюльки. В чине освящения храма, совершаемого не архиереем, о воскомастике, красном вине и благовонных жидкостях не упоминается; но так как эти вещи повсюду введены в употребление при этом священнодействии и приличны знаменованию престола как Гроба Христова (Мф. 26, 7-13; Мк. 14,3-9; Ин. 12,3-7) и Голгофы, орошенной кровью и водой из прободенного ребра Спасителя, то могут быть употреблены и при иерейском освящения храма.

Примечание:

1. Составлено применительно к чину, напечатанному в Большом Требнике, и к церковной практике. Было напечатано в первом и втором номере «Владимирских епархиальных ведомостей» за 1875 год.


Прочитайте также: