Этапы построения урока при системно – деятельностном подход

Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос:

- Что нам необходимо в самом начале, для того, чтобы поставить оперу?

 Ученикимогут предлагать разные варианты, учитель акцентирует внимание на литературном искусстве (литературный сюжет, сценарий), музыкальном искусстве (инструментальная и вокальная музыка), актерском искусстве, изобразительном искусстве (костюмы, декорации, реквизиты), хореографическом искусстве (танец).  Все это целесообразно объединить в структурно-логическую схему, проследив потом связь с балетом и мюзиклом.

Реализация построенного проекта.

Далее учитель подводит учащихся к этапу реализации построенного  проекта. Опера объединяет 5 видов искусств.Ученикам интересно работать в такой атмосфере, причём всё, что составляется на уроке  озвучивают ученики, конечно они дают разные ответы, например: необходима сцена, необходимы деньги. Учитель показывает возможные пути решения: необходима сцена – она арендуется, деньги, необходимы финансовые вложения – находим продюсера и т.д.

Первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия.

 Для первичного закрепления учебного действия учитель предлагает посмотреть отрывки из опер и проверить - все ли учли? (Включаю для просмотра, различные отрывки из опер, дети любят: «Садко», «Снегурочку» (на выбор учителя)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

После просмотра отрывков учитель вновь обращает внимание на составленную структурно-логическую схему, и ребята делают вывод, все ли было учтено при проектировании постановки оперы.

Включение в систему знаний и повторение  

При включении субъективного опыта учащихся и повторения пройденного материала учитель может поставить детям проблемный вопрос:

- Легко ли быть артистом?

При этом ученики делают вывод, чтоартисты должны быть универсальными, они должны иметь, красивый оперный голос, и еще, сыграть определенную роль, а для этого нужно очень много работать над собой.  В данном вопросе, учитель просит осмыслить труд артиста и вообще жанр оперного искусства, где ученики проникают в эту сферу и понимают, что это большой огромный труд, отсюда и прививается любовь к МУЗЫКЕ, т.к. учащиеся самостоятельно оценивают происходящее.  Построив данный этап таким образом учитель делает акцент на воспитательном моменте, прослеживается профориентационная работа и развиваются коммуникативные универсальные учебные действия.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Вся работа на уроке подводит к необходимости организовать рефлексию учебной деятельности. Для этого учащимся предлагается мысленно перенестись в концертный зал и прослушать отрывок. При этом каждый ученик должен выбрать роль, какая бы подошла именно ему по характеру и темпераменту и представить себя на месте артиста. После прослушивания сделать записи в тетради.

Данная структура урока является результативной, т.к. цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику, учитель обучает детей осуществлять рефлексивные действия,  используются разнообразные приемы, формы и методы обучения, повышающие степень активности учащихся, урок построен в форме диалога. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать творчески, происходит осмысление учебного материала всеми учащимися. Проводится самоконтроль и самооценка обучающихся. Ученики свободно высказывают собственную позицию. На уроке атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Литература.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2.  Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

3.  Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

Часть 5.


Прочитайте также: