Процветание и господство

2 Цар. 1 Пар.

Список захваченных народов 8:1-13 18:1-13

Давид назначает на ответственные

посты и оказывает милость 8:15-9:13 18:14-17

Голод 21:1-14

Поражение аммонитян, сирийцев 10:1-18

и филистимлян 21:15-22 19:1-20:8

Песнь избавления (Пс. 17) 22:1-51

Библия не уделяет много внимания распространению владений Давида от района обитания небольшого племени в Иудее до размеров обширной империи, простиравшейся от египетской реки до районов, прилегающих к Евфрату на севере. И все же это повествование имеет важное историческое значение, потому что Израиль был ведущей державой в Плодородном Полумесяце в начале X века до Р. X. К счастью, археологические раскопки восполняют недостаток информации.

Как только Давид был официально признан царем Израиля, филистимляне бросили ему вызов (2 Цар. 5:17-25). Дважды он наносил им поражение, но, вероятно, произошло немало сражений, прежде чем он покорил их и они стали платить ему дань. Захват одного из их крупных городов, Гефа, и поражение их исполинов (2 Цар. 8:1 и 21:15-22) было, скорее всего, только одним из столкновений с филистимлянами в этот решающий период, когда Израиль взял наконец верх.

В этот же период был захвачен Беф-сан. В Давире и Вефсамисе стены-казематы наводят на мысль, что Давид соорудил линию защиты против филистимлян. Мы знаем, что филистимляне обладали монополией на производство изделий из железа в дни Самуила (1 Цар. 13:19-20) и что Давид свободно пользовался им к концу своего царствования (1 Пар. 22:3); так что мы могли бы написать обширную главу о технической революции в Израиле. Период изгнаннической жизни среди филистимлян не только приготовил Давида к военному руководству. Несомненно, благодаря Давиду израильтяне овладели технологией производства оружия. Пожалуй, многие планы Давида в отношении военного и экономического развития возникли тогда, когда он был еще в Хевроне, но получили свое осуществление только после того, как Иерусалим стал столицей. У филистимлян было основание для беспокойства, когда Израиль, истерзанный войнами и поражениями, объединился вокруг Давида.

Захват Едома имел стратегически важное значение. Это дало Давиду ценнейший источник полезных ископаемых. Аравийская пустыня, которая простирается на юг от Мертвого моря до залива Акаба, была богата железом и медью, и овладение ею означало свободу от филистимской монополии. Чтобы эти месторождения не подвергались опасности, израильтяне расставили сторожевые гарнизоны по всему Едому(2Цар. 8:14).

Как видно, в те дни Израилю почти не оказывалось противодействия со стороны моавитян и амаликитян, потому что они упоминаются в списке уже покоренных народов, платящих дань Давиду серебром и золотом.

На северо-востоке страны росту могущества Давида и расширению границ Израиля угрожали аммонитяне и арамейские племена. Первые переселились из Кархемиса на Евфрате к восточным границам Палестины. Еще в дни Саула они считались врагами (1 Цар. 14:47). Когда Давид был в изгнании, то по крайней мере одно из арамейских племен, по-видимому, отнеслось к нему дружелюбно: Фалмай, царь гес-сурский, отдал ему в жены свою дочь Мааху (2 Цар. 3:3). Теперь же, когда Давид смирил филистимлян и заключил договор с финикийцами, арамеи боялись усиления могущества Израиля. Расширение Израиля угрожало их благополучию и грозило лишить их господства в плодородных долинах, а также широкой торговли. Аммонитяне старались втянуть арамеев в противостояние Израилю. Подвергнув унижению и осмеянию мирных посланников Давида, аммонитяне принудили арамеев выступить против Израиля объединенными силами, но были разбиты войсками Давида.

Позже столица аммонитян Равва была захвачена израильтянами (1 Пар. 20:1). Затем арамейские войска объединились под руководством Адраазара, который набрал силы из таких далеких северных районов, как Арам-Нахараим или Месопотамия (1 Пар. 19:6). На этот раз израильские войска дошли до Елама, нанеся поражение этим сильным соединениям. Это означало гибель для арамейско-аммо-нитского союза.

После этого Давид напал на Адраазара еще раз, чтобы разгромить его окончательно. Для этого он выбрал момент, когда сирийцы (см. главу 7) потянулись к Евфрату, чтобы захватить эту территорию (Хронологически это событие следует за нападением Давида на аммонитско-сирий-ский союз во 2 Цар. 10:1-14.). Дамаск, который был в тесном союзе с Адраазаром (1 Пар. 18:3-8), попал в руки Давида, прибавив еще одну победу израильтянам. Их отряды захватили город, обложив его тяжелой податью, а Адраазар отдал Давиду большое количество золота и меди. Овладение арамейскими государствами до Амафа на Оронте значительно обогатило ресурсы Израиля. До последних лет царствования Давида власть израильтян над Дамаском никем не оспаривалась.

В дни укрепления военной мощи Израиля росло также материальное благополучие и национальное самосознание израильского народа. Несомненно, трогательной и благородной в глазах израильтян была забота Давида о сыне Ионафана и внуке Саула Мемфивосфее. В библейском повествовании о нем ясно просматривается великодушное отношение Давида к своему предшественнику Саулу и его потомкам (2 Цар. 9:1-13). Когда Давид узнал о бедствии, которое постигло Мемфивосфея, он содержал его из царской казны. Бедный инвалид получил дом в Иерусалиме и был поручен заботе и уходу слуги по имени Сива.

Мемфивосфей удостоился особого внимания и во время последовавшего вскоре кризиса (2 Цар. 21:1-14), когда по всей израильской земле свирепствовал голод. Бог открыл Давиду, что голод был послан в наказание за ужасное преступление Саула, который попытался истребить гаваонитян, заключивших с Иисусом Навином договор (Иис. Н. 9:3 и ел.). Осознав, что этот грех Саула можно только искупить по закону (Чис. 35:31 и ел.), Давид позволил гаваонитянам предать смерти семерых потомков Саула. Мемфивосфей же избежал этой участи. Когда Давиду донесли о скорби Рицпы, наложницы царя Саула, он позаботился о надлежащем погребении костей этих семи жертв в семейном склепе в земле колена Вениаминова. Останки Саула и Ионафана тоже были перенесены туда. После этого голод прекратился.

Царь Израильской империи Давид не забывал выражать признательность Богу, ибо только Он один даровал Израилю военные победы и материальное благополучие. В благодарственном псалме (2 Цар. 22:1-51) Давид вознес хвалу Всемогущему Богу за избавление его от врагов в Израиле и от внешних языческих народов. Этот псалом вошел также и в Псалтирь как псалом 17 Давида. Он представляет только один образец из многих псалмов, составленных Давидом по разным случаям, которыми была насыщена жизнь пастушка, слуги при царском дворе, беглеца, объявленного вне закона в Израиле, и, наконец, основателя и руководителя величайшей Израильской империи(1 Наличие двух вариантов текста этого псалма аналогично проблеме согласования синоптических Евангелий. Ч. Ф. Кейль полагает, что оба текста восходят к одному источнику).


Прочитайте также: