В чём заключается комическое и трагическое в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»?

Любопытно то, что персонажи «Вишневого сада» не осознают себя комическими. Возможно, это объясняется взглядом на самих себя, что свойственно любому человеку. Но что гораздо важнее, так это то, что и весь трагизм ситуации они тоже не осознают.

Гибнущий сад и несостоявшаяся любовь, оставшаяся даже незамеченной, – две сквозные темы пьесы, внутренне связанные между собой. Это придает произведению грустно-поэтичный характер. Вспомним же здесь А.П. Чехова, который настаивал на том, что «Вишневый сад» – это не драма, а комедия, «местами даже фарс». И комичны не отдельные лица (Шарлотта, Епиходов, Варя). Взаимоотношения между персонажами, диалоги буквально всех героев пьесы обнаруживают непонимание друг друга, разнобой мнений. В пьесе многократны реплики и ответы невпопад, комические повторы и перипетии – все эти несовершенства поведения дают возможность увидеть в пьесе ее комический эффект.

Повторяющиеся ситуации чаще всего связаны с тем, как проявляет себя один герой с другим героем. Ситуации в композиции пьесы расположены таким образом, что очевидна их многократность. К таким многократно повторяющимся ситуациям относятся те, в которых на первый план выступает непонимание героев пьесы. Однако, очень важно то, что за эффектом непонимания срыто гораздо большее.
Непонимание персонажей – это столкновение поколений, социальных кругов, просто людей, мыслящих по-разному. Это – не непонимание, это – нежелание слушать и слышать. Например, обратимся к началу второго действия, к общему разговору, в котором каждый герой ведет свою «партию». Влюбленный Епиходов играет на гитаре, поет, замечая при этом: «Как приятно на мандолине!», на что Дуняша резонно отвечает: «Это гитара, а не мандолина». Затем Дуняша участвует в разговоре с Яшей, который, зевая, произносит: «Приятно выкурить сигарету на чистом воздухе». Появляются Лопахин, Гаев, Любовь Андреевна. Не реагируя на реплику, она замечает: «Кто это здесь курит отвратительные сигареты…»

Говоря о комическом и трагическом в пьесе А.П. Чехова, стоит заметить следующее: и Раневская, и Гаев «себя не помнят». Они живут так, как если бы они были богачами. Раневская сорит деньгами и вообще представляет собой пародию на богатую барыню. Вся жизнь Раневской и Гаева пародийна. Также пародийными в пьесе выступают фигуры Шарлотты, конторщика Епиходова, лакея Яши. Именно в этих образах-карикатурах на «господ» с абсолютной ясностью отражается полная призрачность, шутовская несерьезность и также карикатурность Гаевых и Раневских.

В образе Гаева множество чисто гротесковых моментов. Подчеркнута его склонность к шутовству. Глубокое сатирическое значение имеет в пьесе и фигура Симеонова-Пищика, перебежчика от одного соседа к другому в поисках денег взаймы. Это – человек, живущий в долг, как говорит Петя Трофимов. За этими комическими и даже сатирическими моментами скрыт глубокий трагизм всего происходящего.
Главные сатирический прием пьесы заключается в том, что даже «драма» Гаева и Раневской – потеря их вишневого сада – оказывается, в конечном итоге, не очень серьезным обстоятельством для самих же пострадавших. Здесь с особенной ясностью и сказывается комедийная сущность «Вишневого сада», пародия на трагедию.
Вот так легко прощаются со своим прошлым и возможным будущим Раневская и Гаев. Но ведь за образом сада стоит образ родины. Из этого следует, что они легко прощаются и с Россией. Наигранная, мнимая привязанность, даже любовь к вишневому саду оборачивается в итоге антипатриотическими позициями героев пьесы. В этом заключен трагизм произведения, глубокая грусть. Здесь скрыто опасение Чехова за дальнейшую судьбу родины, за судьбы ее народа, за его нравственно-духовное начало.


Прочитайте также: